Правовое регулирование отношений, касающихся особо охраняемых природных территорий, осуществляется на основе вступившего в силу с 22 марта 1995 года Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Закон).
Со времени введения в действие Закона существенно изменилось гражданско-правовое, земельное, бюджетное, и иное законодательство.
В связи с этим многие положения Закона стали вступать в противоречие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и целого ряда других федеральных законов.
Законопроект направлен на то, чтобы устранить основные правовые проблемы, вызванные несовершенством законодательного регулирования соответствующих отношений.
Устранение в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" противоречий Гражданскому кодексу Российской Федерации
1. Устанавливается право собственности не на особо охраняемые природные территории, а на земли и земельные участки, которые расположены в границах этих территорий.
2. Определяется правовое положение дирекций особо охраняемых природных территорий как государственных и муниципальных учреждений (в настоящее время в большинстве норм наименование категории особо охраняемой территории применяется к юридическому лицу, что позволяет двусмысленно толковать соответствующие нормы).
3. Предусматриваются вещные права и обязательства, допускаемые гражданским законодательством.
Устранение противоречий между Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
1. Указывается категория земель, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (земли особо охраняемых территорий и объектов или земли населенных пунктов).
2. Право государственной или муниципальной собственности на земли и земельные участки устанавливается с учетом того, что в пределах особо охраняемых природных территорий могут располагаться земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам (вносится ясность в вопрос, на землях, каких категорий особо охраняемых природных территорий запрещается или допускается частная собственность).
3. Формы собственности на земельные участки, расположенные в пределах лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются с учетом их правового режима (деления округов санитарной (горно-санитарной) охраны на три зоны) и принципа единства прав на земельные участки и находящихся на них объектов недвижимости.
4. Право постоянного (бессрочного) пользования на земли и земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, национальных парков и природных парков устанавливается для государственных природоохранных учреждений, а не для территорий, где они функционируют.
Устранение в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" противоречий Водному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации
1. Корректируются нормы, в соответствии с которыми допускается изъятие не водных объектов, а водных пространств.
2. Уточняются нормы с учетом того, что леса особо охраняемых природных территорий относятся к защитным лесам и должны отграничиваться от иных защитных лесов.
3. Излагаются в новой редакции нормы о том, что при разработке соответствующих документов в области планирования и зонирования должно учитываться размещение особо охраняемых природных территорий.
Устранение в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" противоречий Бюджетному кодексу Российской Федерации
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 41, 42 и 46) к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе получаемые в виде арендной платы (за исключением имущества автономных учреждений), а также средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
С учетом этого признаны утратившими силу нормы, требующие соответствующие доходы передавать не в бюджеты, а дирекциям особо охраняемых природных территорий.
Устранение внутренних противоречий в Земельном кодексе Российской Федерации и согласование с ним Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
1. Устранено противоречие между статьями 95 и 97 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли территорий традиционного природопользования могут относиться к разным видам земель особо охраняемых природных территорий и объектов (землям особо охраняемых природных территорий и землям природоохранного назначения).
2. Учитывая то, что коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации должны иметь больше возможностей для хозяйственного использования соответствующих территорий и находящихся на них природных ресурсов выбор сделан в пользу того, чтобы отнести земли территорий традиционного природопользования к землям природоохранного назначения (оставаясь в составе земель особо охраняемых территорий и объектов имеют более благоприятный режим для обеспечения традиционного образа жизни соответствующих народов).
Законопроект не требует финансовых расходов и приведения актов Правительства Российской Федерации в соответствие с его положениями.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка