Программа основывается на реализации ряда направлений. Основными направлениями Программы являются:
3.1. Создание и обеспечение деятельности Комиссии Федерального космического агентства по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия), возложение полномочий по противодействию коррупции в Роскосмосе на Управление кадров и безопасности и проведение иных подготовительных мероприятий.
Основной деятельностью Управления кадров и безопасности является координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением, в том числе осуществление служебных проверок, что будет способствовать выработке и реализации системы мер, направленных на устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Комиссия и Управление кадров и безопасности осуществляют следующие функции:
выявление причин и условий коррупции, в том числе способствующих незаконному расходованию бюджетных средств, выработка мероприятий по их устранению;
проведение детального анализа исполнения процедур размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд, в том числе проведение сопоставительного анализа закупочных цен со среднерыночными на товары, работы и услуги аналогичного качества;
информирование правоохранительных органов о возможных фактах коррупции в Роскосмосе;
обеспечение участия в реализации Программы представителей гражданского общества, в том числе экспертных и научных организаций;
выработка и реализация совместно с управлениями и иными структурными подразделениями системы мер, направленных на сокращение условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях, и координация их исполнения;
разработка и утверждение в установленном порядке перечня коррупционно опасных должностей в аппарате Роскосмоса, который позволит локализовать и сконцентрировать усилия по противодействию коррупции на наиболее приоритетных направлениях деятельности. Перечень должен включать в себя те должности государственной службы, которые связаны с непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям. Для эффективной разработки Перечня коррупционно опасных должностей необходимо также предварительно сформировать Перечень коррупционно опасных функций Роскосмоса в сфере деятельности каждого структурного подразделения;
анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей степени подвержено риску коррупционных проявлений;
организация системы внутреннего контроля, основанной на механизме служебных проверок;
сбор и анализ информации о признаках и фактах коррупционной деятельности, юридическая оценка и выработка мер по их устранению;
обеспечение внедрения технических мер контроля за деятельностью должностных лиц Роскосмоса, включая систему передачи информации в правоохранительные органы;
проверка персональных данных, представляемых кандидатами на должности государственной гражданской службы, соответствия деклараций о доходах, наличия конфликта интересов;
разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в Роскосмосе;
создание системы информационного взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов, обеспечивающая возможность их оперативного вмешательства во всех случаях коррупционных событий в Роскосмосе, в отношении которых меры служебного расследования и дисциплинарной ответственности не применимы;
обеспечение взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам реализации Программы.
3.2. Совершенствование организации деятельности Роскосмоса по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд, а также принятию ряда иных управленческих решений.
Для совершенствования организации деятельности Роскосмоса в этой сфере необходимо продолжение работы по оптимизации процедур закупок для государственных нужд. В том числе реализация мер по:
установлению процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;
установлению и использованию максимального числа процедур, расширяющих свободную конкуренцию поставщиков продукции для государственных нужд;
устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников, а также лиц, состоящих в дружеских отношениях с организаторами конкурсов, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещение государственного заказа и контроль за проведением государственных закупок.
Проведение мониторинга соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который должен осуществляться путем внутреннего или внешнего аудита. Для проведения мониторинга такого рода, в том числе проведения сопоставительного анализа закупочных и среднерыночных цен на закупаемую продукцию, необходима разработка методик и административного регламента.
Информацию о результатах мониторинга соблюдения требований закона необходимо выносить на обсуждение НТС Роскосмоса и размещать на официальном сайте в международной компьютерной сети Интернет.
К иным управленческим решениям, представляющим потенциальную коррупциогенную опасность, могут быть отнесены:
осуществление организационно-правового обеспечения мероприятий по созданию, реорганизации, отчуждению и ликвидации подведомственных ФГУПов, образовательных учреждений и других организаций;
формирование смет доходов и расходов подведомственных организаций;