Вопросы противодействия коррупции приобретают в современных условиях все большую значимость. Коррупция является опасным социально-негативным явлением, представляющим угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни.
Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения.
Несмотря на то, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, законодательство Российской Федерации содержит целый ряд недостатков и пробелов, ограничивающих возможности эффективного противодействия коррупции. Отрицательно сказываются неполнота и бессистемность правовой базы противодействия коррупции; отсутствие законодательного определения коррупции, четких положений о полномочиях и ответственности государственных органов и должностных лиц; недооценка правового регулирования вопросов проведения антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной экспертизы законодательных актов.
Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.
Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти являются необходимыми элементами реализации административной реформы.
Роскосмос относится к числу федеральных органов исполнительной власти, характер деятельности которых создает потенциальные условия для развития коррупции.
Это:
размещение государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд;
наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств и материальных ресурсов;
высокая степень свободы действия в принятии управленческих решений в рамках возложенных полномочий;
осуществление лицензионно-разрешительных, а также регистрационных действий;
высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
Наличие повышенного риска коррупции требует выработки дополнительных механизмов, ограничивающих возможности ее проявления.