Приняты
на тридцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 30-13
от 3 апреля 2008 года
)

     

РЕКОМЕНДАЦИИ
по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми

     

     

1. Общие положения


Законодательство государства - участника Содружества Независимых Государств (далее - государство) в сфере борьбы с торговлей людьми включает конституцию государства, специальные законы государства по противодействию торговле людьми и оказанию помощи ее жертвам, нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, иные законы и нормативные правовые акты государства, действующие в сфере борьбы с торговлей людьми, а также признанные государством международные договоры.

Транснациональный организованный характер преступной деятельности, связанной с торговлей людьми, предопределяет необходимость международного сотрудничества в указанной сфере государств - участников СНГ на основе унификации и гармонизации их законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми.

2. Принципы унификации и гармонизации законодательства государств в сфере борьбы с торговлей людьми

Унификация и гармонизация законодательства государств в сфере борьбы с торговлей людьми основывается на принципах:

- добросовестного соблюдения норм международного права и выполнения международных обязательств в сфере борьбы с торговлей людьми и оказания помощи ее жертвам;

- признания торговли людьми тяжким видом общественно опасной деятельности, в том числе осуществляемой под контролем транснациональных организованных групп и преступных сообществ;

- обеспечения криминализации наиболее опасных форм и способов торговли людьми, связанных с ней и составляющих ее общественно опасных деяний, установления за их совершение строгих мер уголовной, административной и дисциплинарной ответственности и обеспечения ее неотвратимости;

- приоритета профилактических мер в борьбе с торговлей людьми, прежде всего мер раннего предупреждения виктимизации и ревиктимизации жертв торговли людьми;

- приоритета защиты прав и законных интересов детей - жертв торговли людьми, обеспечения государством особой их безопасности и оказания им всемерной помощи;

- обеспечения государственной правовой защиты жертв торговли людьми, восстановления их прав и законных интересов, полного и своевременного возмещения причиненного им ущерба независимо от предшествовавшего поведения этих лиц, а также их готовности к сотрудничеству с правоохранительными органами государства по делам о совершенных в отношении них преступлениях;

- непривлечения лиц, пострадавших от торговли людьми, к уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния, связанные с вовлечением их в качестве жертв в торговлю людьми;

- недискриминации жертв торговли людьми, справедливого и гуманного к ним отношения, обеспечения свободного и бесплатного доступа жертв торговли людьми к правосудию;

- установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов оказания помощи жертвам торговли людьми на основе дифференцированного подхода к определению объема услуг по их социальной адаптации и социальной реабилитации в зависимости от правового и процессуального статуса жертвы и ее согласия на сотрудничество с правоохранительными органами по делам о совершенных в отношении нее преступлениях;

- конфиденциальности информации о жертвах торговли людьми и их близких;

- взаимодействия государственных органов с общественными объединениями, неправительственными, международными и иными организациями, а также со средствами массовой информации и гражданами в сфере борьбы с торговлей людьми и оказания помощи ее жертвам.

3. Основные направления унификации и гармонизации законодательства государств в сфере борьбы с торговлей людьми


В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права унификация и гармонизация законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми должна быть осуществлена как минимум по следующим основным направлениям:

3.1. Закрепление в законодательстве государств - участников СНГ унифицированных правовых дефиниций в сфере борьбы с торговлей людьми:

- определяющих само понятие "торговля людьми" и его составные элементы, такие как "купля-продажа", "иные сделки с человеком", "вербовка", "рабство", "обращение в рабство", "положение (состояние), сходное с рабством", "долговая кабала", "подневольное состояние", "крепостное состояние", "шантаж", "эксплуатация", "сексуальная эксплуатация";

- определяющих иные понятия в сфере торговли людьми, такие как "преступления, связанные с торговлей людьми", "жертва торговли людьми", "уязвимое положение", "социальная адаптация жертвы торговли людьми", "социальная реабилитация жертвы торговли людьми" и др.;

- определяющих, с учетом особых подходов, термины, обозначающие разные формы торговли детьми, включая понятия "детская порнография", "детская проституция", "сексуальная эксплуатация детей", "экономическая эксплуатация детей", "секс-туризм" и др.

3.2. Согласование в уголовном законодательстве государств - участников СНГ пределов и объема криминализации общественно опасных деяний, связанных с торговлей людьми.

Во внутреннем законодательстве государства в соответствии с международными стандартами должна быть установлена уголовная ответственность за следующие виды общественно опасных деяний в сфере торговли людьми:

- все формы и способы торговли людьми, включая куплю-продажу человека либо совершение иных сделок, связанных с реализацией в отношении него всех или некоторых прав собственника, а равно осуществляемые, независимо от согласия жертвы, в целях ее эксплуатации или извлечения иной незаконной выгоды предложение, вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение человека с использованием принуждения, обмана, злоупотребления торговцев людьми своим служебным положением, злоупотребления доверием или уязвимым положением жертвы торговли людьми либо подкупа лица, ее контролирующего;

- сексуальную, экономическую и иные формы эксплуатации человека, независимо от его согласия на совершение в отношении него указанных деяний, включая эксплуатацию занятия проституцией или попрошайничеством другими лицами, принудительные труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние, незаконное изъятие органов и (или) тканей человека;

- проведение незаконных биомедицинских исследований над человеком;

- использование человека в незаконных вооруженных формированиях или вооруженных конфликтах, а также в иной противоправной, в том числе преступной, деятельности;

- вовлечение в противоправную, включая преступную, деятельность;

- усыновление (удочерение) в коммерческих целях;

- использование женщины в качестве суррогатной матери, принудительную беременность, независимо от того, совершены они на коммерческой или некоммерческой, организованной или неорганизованной основе.

В качестве квалифицирующих (особо квалифицирующих) признаков составов преступлений в сфере торговли людьми, влекущих более строгие меры уголовной ответственности, в уголовном законодательстве государств рекомендуется закрепить совершение указанных преступлений:

- группой лиц или организованной группой;

- лицом с использованием своего служебного положения;

- с перемещением потерпевшего через государственную границу или с незаконным удержанием его за границей;

- с применением физического насилия или угрозы его применения либо с использованием радиоактивных, ядовитых, сильнодействующих и одурманивающих веществ;

- с использованием средств массовой информации или телекоммуникационных сетей открытого доступа, а также совершенных в иной публичной форме;

- в отношении двух и более лиц;

- женщины, находящейся в состоянии беременности;

- лица, находящегося в беспомощном состоянии;

- несовершеннолетнего или лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста (малолетнего);

- с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере;

- повлекших по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия (в том числе самоубийство жертвы торговли людьми, заражение потерпевшего ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием).

3.3. Закрепление в законодательном порядке унифицированных принципов карательной политики государства в сфере борьбы с торговлей людьми.

В уголовном законодательстве государства должны быть реализованы такие подходы к определению пределов и объема пенализации общественно опасных деяний, связанных с торговлей людьми, которые позволяют установить эффективные меры уголовной ответственности и наказания за все формы и способы торговли людьми, признанные преступлениями согласно законодательству государства, с учетом принципа дифференциации уголовного наказания (при определении видов и размера наказания) за разные по степени общественной опасности виды таких преступлений.

При формировании карательной политики государство должно ориентироваться на общепризнанные международные нормы, предусматривающие:

- введение или усиление уже существующих уголовных санкций, соответствующих тяжести преступлений, связанных с торговлей людьми, особенно если объектами преступных действий являются наиболее уязвимые члены общества (несовершеннолетние, малолетние и др.);

- введение или ужесточение гражданских и административных санкций за общественно опасные деяния, связанные с торговлей людьми, включая лишение лицензий на право осуществления соответствующих видов деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, причастных к преступлениям, связанным с торговлей людьми (в сфере туроператорской и турагентской деятельности, трудоустройства за рубежом, службы знакомств, брачных агентств и т.п.);

- введение для определенных категорий лиц юридической ответственности за несообщение о фактах торговли людьми и связанных с ней преступлениях, ставших им известными в связи с выполнением своих служебных или профессиональных обязанностей;

- введение юридической ответственности за пропаганду торговли людьми и связанных с ней преступлений.

3.4. Закрепление в законодательстве государства унифицированных подходов при правовой регламентации системы предупреждения торговли людьми.

Система предупреждения торговли людьми включает в себя комплекс мер общесоциального и специально-профилактического характера, в том числе меры ранней профилактики преступлений, предупреждения виктимизации и ревиктимизации жертв торговли людьми, а также предупреждения рецидива преступлений, связанных с торговлей людьми.

Государство разрабатывает и принимает государственные программы по оказанию специализированной помощи осужденным за преступления в сфере торговли людьми, страдающим расстройствами сексуального предпочтения (в том числе связанными с аномальным влечением к несовершеннолетним), включающие комплекс мер, направленных на их добровольное или принудительное сексолого-психиатрическое лечение, а также сексолого-психиатрическую оценку риска рецидива указанных преступлений при решении вопроса об условном осуждении или условно-досрочном освобождении таких лиц от отбывания наказания.

Законодательные основы организации системы предупреждения торговли людьми в государстве предусматривают меры внутригосударственного и межгосударственного характера.

В числе наиболее эффективных мер предупреждения вовлечения в торговлю людьми потенциальных жертв законодательство государства предусматривает комплекс мер информационного, образовательно-просветительского характера, а также лицензионного контроля со стороны государства за видами деятельности, которые используются торговцами людьми в целях вербовки потенциальных жертв (включая деятельность модельных, брачных агентств, частных агентств занятости, турагентскую и туроператорскую деятельность).

3.5. Закрепление в законодательстве государства, с учетом высокого уровня латентности преступлений, связанных с торговлей людьми, унифицированных подходов к законодательной регламентации особенностей их выявления, учета и регистрации, включающих:

- стимулирование деятельности правоохранительных органов по выявлению преступлений, связанных с торговлей людьми, внедрение современного программного и технического обеспечения указанного вида деятельности;

- регламентацию в законодательном порядке обязанности работников органов и учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, интернет-провайдеров и работников СМИ своевременно сообщать в правоохранительные органы о фактах торговли людьми, ставших им известными в связи с исполнением служебных и профессиональных обязанностей, и введение юридической ответственности за невыполнение такой обязанности;

- стимулирование общественных объединений граждан и иных институтов гражданского общества к деятельности по выявлению указанных преступлений;

- выделение отдельными строками (графами) в официальных формах статистической отчетности государства сопоставимых с другими государствами сведений обо всех преступлениях в сфере торговли людьми, лицах, их совершивших, жертвах торговли людьми (с обособлением соответствующих данных о детях-жертвах), а также о движении уголовных дел указанной категории и о судимости в данной сфере.

3.6. Реализация унифицированных подходов к определению во внутреннем законодательстве государства правового статуса жертв торговли людьми и установление соответствующего комплекса мер их защиты.

В законодательстве государства провозглашаются гарантии соблюдения прав жертв торговли людьми на предоставление им государством соответствующего их правовому и процессуальному статусу минимального, стандартного или максимального пакета социальных услуг по оказанию правовой, социальной и иной помощи и устанавливаются соответствующие обязанности в этой сфере субъектов системы противодействия торговле людьми.

Законодательство государства в указанной сфере основывается на следующих принципах оказания помощи жертвам торговли людьми:

- установление необходимого комплекса мер защиты жертвы торговли людьми, обеспечивающего ее безопасность как до, так и после возбуждения уголовного дела в отношении торговцев людьми;

- гарантирование того, что виктимное или антиобщественное поведение лица, пострадавшего от торговли людьми, а равно его согласие на эксплуатацию не исключают признания такого лица в качестве жертвы торговли людьми, наделения его процессуальным статусом потерпевшего по уголовному делу о преступлении (преступлениях) в сфере торговли людьми и привлечения к уголовной ответственности торговцев людьми;

- закрепление иммунитета лиц, получивших статус жертвы торговли людьми, от уголовной и административной ответственности за преступления, совершенные в связи с пребыванием их в положении такой жертвы.

Закрепленный в законодательстве государства правовой статус жертвы торговли людьми должен предусматривать надлежащую реализацию ее прав:

- в период обращения лица, пострадавшего от торговли людьми, за помощью в уполномоченные органы и учреждения, как до, так и после присвоения ему официального статуса жертвы торговли людьми;

- на всех стадиях уголовного судопроизводства;

- в период социальной адаптации и социальной реабилитации жертвы торговли людьми.

Во внутреннем законодательстве государства должна быть предусмотрена правовая основа для создания эффективной системы социальной адаптации и социальной реабилитации жертв торговли людьми.

3.7. Закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве государства унифицированных подходов к определению правового статуса потерпевших, свидетелей и их близких в сфере торговли людьми.

В уголовно-процессуальном законодательстве государства устанавливаются особые требования и процедуры расследования преступлений и судебного разбирательства уголовных дел о торговле людьми, включая особые меры защиты потерпевших от указанных преступлений и свидетелей (их близких) в уголовном судопроизводстве, соблюдение установленных принципов конфиденциальности данных о жертвах, свидетелях (их близких) торговли людьми.

В уголовно-процессуальном законодательстве государства определяется правовой статус потерпевшего от торговли людьми, включающий меры безопасности и иные меры государственной защиты, а также меры социальной и правовой поддержки, в том числе меры социальной реабилитации и социальной адаптации потерпевшего.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»