МОДЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
Часть первая
Основными целями национального информационного законодательства являются:
- создание правовых основ для построения информационного общества;
- обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека в информационной сфере;
- обеспечение информационной безопасности человека, общества и государства;
- содействие развитию системы информационных ресурсов, созданию развитой информационной инфраструктуры, повышению эффективности предпринимательской деятельности в информационной сфере;
- создание правовых условий для эффективной конкуренции на рынке информационных услуг и работ;
- создание правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- обеспечение правовой поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий;
- гармонизация с международным законодательством в информационной сфере.
Информационное законодательство базируется на следующих основных принципах:
- обеспечение свободы получения и распространения информации для всех субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений;
- обеспечение доступности, достоверности, полноты и своевременности информации;
- установление баланса прав и законных интересов человека, общества и государства в информационной деятельности;
- признание информации объектом гражданских правоотношений;
- ограничение доступа к информации исключительно на основании закона;
- обеспечение обязательности публикации общественно важной информации;
- обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий функционирования информационных технологий;
- недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации;
- гармонизация национального информационного законодательства с международным законодательством и законодательством других стран.
Основу информационного законодательства составляют конституция и информационный кодекс.
К нормативно-правовым актам информационного законодательства относятся законы, а также постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, изданные ими в пределах их компетенции в соответствии с конституцией и информационным кодексом.
Законодательные акты, предусматривающие регулирование информационных и информационно-инфраструктурных отношений иначе, чем это предусмотрено информационным кодексом, должны содержать нормы, которые вносят соответствующие изменения в этот кодекс.
Каждый имеет право свободно искать, получать, использовать, создавать, распространять и хранить информацию любыми законными способами и средствами, независимо от государственных границ.
Осуществление прав и свобод в информационной сфере может быть ограничено только законом в интересах защиты основ конституционного строя, обеспечения национальной безопасности, защиты территориальной целостности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья и морали населения, для защиты репутации или прав других людей, для недопущения несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации с ограниченным доступом или для поддержки авторитета и беспристрастия правосудия.
Обеспечение информационных прав и свобод человека в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности является важнейшей функцией государства.
Обеспечение права каждого человека на свободу поиска, получения, использования, создания, распространения и хранения информации любыми законными способами и средствами возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица обязаны предоставлять информацию по запросу субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом.
Никто не может быть противоправно лишен права собственности на информацию.
Принудительное отчуждение информации, информационных продуктов и информационных ресурсов может быть осуществлено лишь в виде исключения по мотивам их общественной значимости или отнесения к государственным секретам, на основе и в порядке, установленных законом, при условии полной компенсации их стоимости.
Каждый имеет право на защиту своих прав и интересов в информационной сфере.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принимать все необходимые меры в целях обеспечения защиты прав и интересов в информационной сфере.
Каждый субъект информационных и информационно-инфраструктурных отношений, чьи права и интересы нарушены, индивидуально или совместно с другими, имеет право направить жалобу или другие соответствующие обращения в судебные органы, в органы государственной власти и органы местного самоуправления или в любую другую организацию.
Судебные органы, органы государственной власти и органы местного самоуправления или любые другие организации должны рассмотреть жалобу или другие соответствующие обращения и принять решение в установленный национальным законодательством срок.
Решение по жалобе или другим соответствующим обращениям должно предусматривать мероприятия по исключению нарушения прав и интересов субъектов информационных и информационно-инфраструктурных отношений, в частности возможную компенсацию нанесенного ущерба, а также меры по выполнению этого решения.
Информационным законодательством регулируются информационные и информационно-инфраструктурные отношения.
Информационные отношения - это общественные отношения, возникающие в процессе создания, распространения, использования, хранения и уничтожения (утилизации) информации.
Информационно-инфраструктурные отношения - это общественные отношения, возникающие в процессе создания, распространения, использования, сохранения и уничтожения (утилизации) информации, а также в процессе деятельности субъектов информационной инфраструктуры, предоставления информационных услуг и выполнения работ в информационной сфере, использования информационных технологий и ресурсов и обеспечения информационной безопасности.
К информационным отношениям, возникающим в процессе бытового общения, информационное законодательство не применяется, за исключением случаев, установленных законом.
Субъектами информационных и информационно-инфраструктурных отношений, которые регулируются информационным законодательством, являются:
- физические и юридические лица;
- лица без гражданства;
- общественные и политические организации;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К субъектам информационного законодательства, при условии что другой стороной информационных отношений выступают граждане или юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления государства, могут быть отнесены также:
- иностранные физические и юридические лица;
- иностранные общественные и политические организации;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления иностранных государств;
- международные организации;
- иностранные государства.
Непосредственное участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационных и информационно-инфраструктурных отношениях может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены конституцией, информационным кодексом и законами.
Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере правового регулирования информационных и информационно-инфраструктурных отношений принимаются от их имени и в пределах их компетенции.
Основными направлениями государственной информационной политики, которые определяются и реализуются государством, являются:
- обеспечение условий для эффективной реализации и защиты конституционных прав и свобод человека в информационной сфере;
- создание политических, экономических, правовых и других основ построения информационного общества;
- всемерное и всестороннее развитие национальной информационной инфраструктуры;
- развитие системы информационных ресурсов, сохранения национальной информационной продукции, в том числе культурных и духовных ценностей;
- обеспечение экономических и правовых условий для всемерной поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий;
- обеспечение государственной поддержки развития общественно важных направлений в информационной сфере, в том числе: средств массовой информации, современных компьютерных информационных технологий, программных средств и т.п., а также содействие широкому внедрению и применению информационных технологий в государственном управлении, экономике, обороне, здравоохранении, образовании, экологии и т.п.;
- содействие добросовестной конкуренции, недопущение монополизации на рынке социально важных информационных услуг и работ;
- создание условий для своевременного, качественного и эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- развитие системы непрерывного образования населения и специалистов в информационной сфере;
- создание условий для развития системы электронного документооборота, применения электронного документа и электронной цифровой подписи;
- формирование и осуществление единой научно-технической политики в сфере информатизации с учетом мирового уровня развития информационных технологий;
- равноправная интеграция страны в глобальное информационное пространство, соблюдение международных договоров и соглашений в информационной сфере.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции прилагают все усилия для реализации государственной информационной политики.