Сохранение и закрепление политических и научных позиций России в Антарктике является основной задачей обеспечения государственных интересов нашей страны в этом регионе. Проводимая Россией политика эффективного присутствия в наиболее важных в стратегическом отношении районах Антарктики дает возможность активного участия в решении на международной арене вопросов, связанных с перспективами развития этого региона планеты.
Научные исследования в Антарктике позволяют государству не только доказать свой высокий экономический и научно-технический потенциал, но и получить политический выигрыш - основание для вхождения в круг консультативных сторон Договора об Антарктике 1959 года, уполномоченных принимать решения в отношении Антарктики. Причастность того или иного государства к развитию событий в Антарктике рассматривается как показатель его международной состоятельности. Не случайно в последние годы такие небольшие и далекие от проблем южной полярной области страны, как Чехия, Эстония, Украина, Белоруссия и Казахстан настойчиво заявляют о своей особой заинтересованности в судьбе Антарктики. Для стран, стремящихся играть активную роль в международной политике, Антарктика - необходимый элемент внешнеполитической стратегии.
Научные исследования являются основным инструментом обоснования стратегического присутствия государства в регионе.
В последние годы, несмотря на серьезные финансовые сложности, удалось сохранить основные элементы антарктической инфраструктуры и приоритетные направления исследований. Системообразующей основой научных антарктических исследований явилась подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики" федеральной целевой программы "Мировой океан" (далее - подпрограмма), которая позволила объединить главные направления деятельности России в Антарктике в единое целое. Государственным заказчиком подпрограммы стала Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научные исследования были сконцентрированы на решении приоритетных вопросов, увеличился круг учреждений - участников подпрограммы, что позволило получить результаты, соответствующие мировому уровню, и поднять престиж России.
Подпрограмма явилась системным механизмом для реализации действий, связанных с международно-правовым статусом Антарктики. Россия как участница международного Договора об Антарктике 1959 года взяла на себя определенные обязательства, в том числе:
соблюдение принципов Договора об Антарктике 1959 года;
выполнение Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 года, Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года;
выполнение рекомендаций и мер консультативных совещаний по Договору об Антарктике 1959 года;
обеспечение открытости всех данных о проводимых научных исследованиях и работах;
выполнение двусторонних и многосторонних международных соглашений по сотрудничеству в Антарктике.
В рамках подпрограммы:
проведены исследования, связанные с получением новых данных о состоянии природы региона, определением прошлых, текущих и будущих изменений его природной среды, оценкой их влияния на глобальные изменения, развитием системы мониторинга окружающей среды, а также с разработкой и совершенствованием технологий, обеспечивающих деятельность человека в Антарктике;
получены оценки параметров современного климата Антарктики, включая озоновый слой;
исследован видовой состав, таксономическая и трофическая структура морских, пресноводных и наземных биоценозов Антарктики;
оценены параметры биопродукционных процессов в водах Южного океана;
созданы отдельные цифровые геолого-геофизические карты;
дана оценка перспектив нефтегазоносности континентальной окраины Антарктиды;
создан комплекс математических моделей для описания эволюции природной среды Антарктики;
получена оценка влияния процессов в ионосфере на процессы и явления в приземных слоях и верхней атмосфере южного полушария;
подготовлена совокупность электронных баз данных по природной среде Антарктики.
К наиболее важным результатам выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ можно отнести итоги комплексных исследований уникального подледникового озера Восток, которые рассматриваются научной общественностью как географическое открытие конца ХХ века.
Инвестиционные проекты подпрограммы направлены на обеспечение деятельности в регионе, в том числе на проектирование и строительство объектов в высоких широтах и для морских транспортных операций. Продолжено строительство зимовочного комплекса, электростанции, снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс. В целях укрепления материально-технической базы Российской антарктической экспедиции и обеспечения походов на внутриконтинентальную станцию Восток произведена закупка техники, проведено дооснащение станций технологическим природоохранным оборудованием (в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года), закуплено медицинское и противопожарное оборудование, начата модернизация и приборное переоснащение антарктических станций, приобретено научное оборудование (комплекты радионавигационного, геофизического, океанографического оборудования, оборудование для обработки информации и т. д.).
На I этапе подпрограммы (1998-2002 годы), учитывая критическое состояние российских исследований в Антарктике в середине 90-х годов, упор был сделан на сохранении наиболее приоритетных научных исследований, реорганизации работ Российской антарктической экспедиции в пределах минимально допустимых параметров и на стабилизации деятельности России в Антарктике. Задачи I этапа были достигнуты, что нашло свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002-2005 годах", а также в решении Межведомственной научно-практической конференции по обсуждению итогов выполнения I этапа подпрограммы (ноябрь 2002 г., г. Санкт-Петербург).
На II этапе подпрограммы (2003-2007 годы) началось и продолжалось укрепление российского присутствия в Антарктике за счет развития экспедиционно-логистической базы Российской антарктической экспедиции и приоритетных научных исследований в соответствии с мероприятиями по обеспечению деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002-2005 годах, предусмотренными указанным постановлением. Итоги I этапа показали необходимость укрупнения выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В итоге число проектов было сокращено с 19 (на I этапе) до 14 (на II этапе). Уточненная система мероприятий II этапа подпрограммы была утверждена Межведомственной комиссией по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе реализации федеральной целевой программы "Мировой океан" (протокол заседания от 4 сентября 2002 г.).
На III этапе (2008-2012 годы) необходимо осуществить переход к оптимальным параметрам деятельности России в Антарктике, на основе которого возможно расширение комплекса исследовательских работ за счет использования современных наблюдательных технологий и автоматизированных средств наблюдения.
Природно-ресурсное значение Антарктики и ее геополитическое положение являются главными факторами, которые определяют необходимость проведения систематических российских исследований этого региона в интересах обеспечения национальной безопасности и на основе равноправного участия России в деятельности международных полярных организаций.
Реализация комплекса научных исследований в рамках подпрограммы позволит России сохранить свои позиции в Антарктике и претендовать на сохранение роли влиятельного участника текущих и будущих событий в регионе. В противном случае неизбежно произойдет утрата Россией ее позиций в Антарктике и в конечном итоге полное вытеснение нашей страны из этого региона.