Действующий


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 сентября 2008 года N 3372/08


[Суд признал недействующим распоряжение Правительства РФ от 29.04.2007 N 543-р об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения ГУП ОПХ "Ючюгейское" Государственного научного учреждения "Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" (пункт 2.75) в перечень федеральных государственных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, поскольку включение ОПХ в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии противоречит требованиям Правил разработки Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 806]



Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2008 года,

В полном объеме решение изготовлено 1 сентября 2008 года

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Локтенко Н.И., судей Борисовой Е.Е. и Дедова Д.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Субботиной Т.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия ОПХ "Ючюгейское" государственного научного учреждения "Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" к Правительству Российской Федерации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Россельхозакадемии, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Государственного научного учреждения "Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, в части включения опытно-производственного хозяйства "Ючюгейское" ЯНИИСХ Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (пункт 2.75) в перечень федеральных государственных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году.

В судебном заседании присутствовали представители:

от заявителя - ГУП ОПХ "Ючюгейское" - адвокат Саввинов В.В. по доверенности от 18.02.2008 (удостоверение N 360, выданное 11.10.2005 Управлением ФРС по PC (Я);

от третьих лиц:

Россельхозакадемии - Черняев Р.Ю. по доверенности N 36-09/67 от 28.03.2008 (удостоверение N 450, выданное 27.03.2007 Российской академией сельскохозяйственных наук);

ГНУ ЯНИИСХ СО Россельхозакадемии - Саввинов В.В. по доверенности N 595 от 24.08.2007 (паспорт ..., выдан 08.08.2002 УВД г.Якутска Республики Саха (Якутия);

ФАУФИ - Гаян Е.М. по доверенности N ЮМ-03/16832 от 01.08.2008 (паспорт ..., выдан 20.09.2007 ОВД района Северное Тушино).

От Правительства Российской Федерации, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания, представитель не явился. Отзыв представлен.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

установил:

Государственное унитарное предприятие опытно-производственное хозяйство "Ючюгейское" государственного научного учреждения "Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - ОПХ "Ючюгейское", предприятие) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения ОПХ "Ючюгейское" в перечень федеральных государственных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.75).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия), государственное научное учреждение "Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - институт, ГНУ ЯНИИСХ) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ).

В обоснование требований заявитель указал на то, что названное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение статей 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации ОПХ "Ючюгейское", которая в случае ее реализации ведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности опытно-производственного хозяйства и научно-исследовательского института, прекращению прав собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения предприятия на закрепленное за ним имущество, используемое в научно-производственной деятельности.

В судебном заседании представители заявителя и Россельхозакадемии поддержали заявленные требования.

Представитель ФАУФИ в судебном заседании и Правительство Российской Федерации в письменном отзыве возражали против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год Правительством Российской Федерации были соблюдены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Внесение ОПХ "Ючюгейское" в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением норм права, на нарушение которых указывает заявитель в обоснование своих требований, согласовано с Россельхозакадемией, которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 согласовала проект прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год и не отозвала в установленном порядке из плана приватизации при его последующей корректировке согласно распоряжению Правительства РФ от 30.01.2008 N 76-р ОПХ "Ючюгейское", включенное в пункт 2.75 перечня предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителя и Россельхозакадемии, поскольку приватизация ОПХ "Ючюгейское" предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием Российской Федерации, которая осуществляет полный контроль над деятельностью хозяйства и является гарантией сохранения характера его деятельности.

Представители Россельхозакадемии и института пояснили в судебном заседании, что ОПХ "Ючюгейское" является уникальным хозяйством, которое обеспечивает выполнение научно-исследовательских и экспериментальных работ в соответствии с тематическим планом института, осуществляющего научно-методическое руководство деятельностью ОПХ "Ючюгейское", а последнее осуществляет практическую проверку и реализацию научных исследований института, что требует технологического единства в их совместной деятельности.

Согласно п.п.1.4, 2.1, 2.2., 2.4, 2,5, 2.8, 3.1, 3.2 устава предприятия, утвержденного институтом 15.08.2004, ОПХ "Ючюгейское" находится в непосредственном подчинении институту, создано в целях удовлетворения потребностей научных подразделений в результатах его деятельности, содействует материально-техническому обеспечению и созданию необходимых условий для проведения научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическим планом ГНУ ЯНИИСХ, совместно с научными подразделениями института организует проверку и внедрение в производственных условиях научных разработок и прогрессивных технологий, выращивает и реализует племенные породы северных оленей и лошадей якутской породы, осуществляет производственную деятельность в соответствии с ежегодной программой исходя из необходимости выполнения плана научно-исследовательских и внедренческих работ. Имущество предприятия находится в федеральной собственности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Земельный участок, на котором расположено предприятие и сельскохозяйственные угодья, предоставлены предприятию в постоянное бессрочное пользование на основании Указа Президента Российской Федерации от 30.01.92 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".

Согласно п.п.7.1, 7.4 Устава института опытно-производственное хозяйство "Ючюгейское" находится в его непосредственном подчинении. Основной задачей деятельности опытно хозяйства является обеспечение необходимых условий для проведения исследований, предусмотренных тематическим планом института, производственная проверка результатов научно-технических и опытно-конструкторских работ.

Представители института и Россельхозакадемии считают, что при таких обстоятельствах приватизация имущества опытно-производственного хозяйства разрушит эффективно действующую систему, сложившуюся в результате многолетней совместной деятельности института и предприятия по реализации уставных задач.

Представитель Россельхозакадемии, с учетом доводов Правительства РФ и ФАУФИ, пояснил, что в соответствии с пунктом 3 названного Указа Президента РФ от 30.01.92 N 84 (с изменениями от 22.07.98) вновь создаваемой Россельхозакадемии переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование Россельхозакадемии и ее научных учреждений, а также находящееся на территории Российской Федерации, собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений. Названным указом установлено, что вопросы распределения прав собственности внутри академии, а также выхода научных учреждений из ее состава решаются на основе Устава Россельхозакадемии и законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 67 Устава, реорганизация опытно-производственных, экспериментальных хозяйств и предприятий может производиться только с согласия Россельхозакадемии и в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", предусматривающим недопустимость выделения их из научно-исследовательских учреждений, приводящего к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.

На основании п.п.35 и 36 Устава создание, реорганизация, ликвидация и переподчинение учреждений, предприятий, организаций Россельхозакадемии, определение основных направлений их деятельности, а также правомочия собственника в отношении Россельхозакадемии федерального имущества относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Поскольку Президиум Россельхозакадемии не согласовывал проект приватизации в части ОПХ "Ючюгейское", письмо Президента Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, не содержащее ссылки на соответствующее решение Президиума Россельхозакадемии, не подтверждает проведение согласования в установленном порядке.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Согласно разделам 2 и 3 Устава ОПХ "Ючюгейское" направлением его деятельности является создание условий для проведения исследований, предусмотренных тематическим планом института совместно с научными подразделениями, внедрение в производственных условиях научных разработок и прогрессивных технологий, выращивание и реализация племенных пород северных оленей и лошадей якутской породы.

По договору N IX.18.5 от 25.12.2000 между Россельхозакадемией и ОПХ "Ючюгейское" федеральное имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Производственная деятельности предприятия, являющегося стабильно рентабельным, связана с тематикой научных разработок за предыдущий год, определена в основных итогах научной и производственной деятельности института за 2006-2007 годы и календарном плане социально-экономического развития опытно-производственного хозяйства "Ючюгейское" на 2008-2010 годы в качестве организации научного обслуживания в Российской Федерации по северному оленеводству, внедрению инновационных технологий, проведению научно-исследовательских работ и апробации научных разработок ученых-аграрников.

Одной из основных задач предприятия в плане на 2008-2012 годы определено также системное проведение зоотехнических и ветеринарных мероприятий по профилактике вспышек особо опасных болезней животных.

Таким образом, представленные в дело материалы свидетельствуют о том, что ОПХ "Ючюгейское" относится к предприятиям научного обслуживания, которое совместно с Якутским НИИ сельского хозяйства представляет собой единый научно-производственный комплекс.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127 "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указаний на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия. Следовательно, в результате приватизации ОПХ "Ючюгейское" утрачивается гарантия сохранения единого научно-производственного комплекса, прекращаются права собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения предприятия на переданное ему имущество.

Статьей 8 названного Закона предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" отраслевые академии наук наделены правом создания, реорганизации и ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений, организаций.

Надлежащих доказательств согласования Россельхозакадемией приватизации ОПХ "Ючюгейское" не представлено.

В силу пункта 35 Устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий, организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии, Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ОПХ "Ючюгейское" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом Россельхозакадемии по факту представления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания и других опытно-производственных хозяйств и предприятий для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылаются Правительство Российской Федерации и ФАУФИ в подтверждение надлежащего согласования приватизации предприятия, таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного на это органа Россельхозакадемии.

Включение ОПХ "Ючюгейское" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 года без согласия Россельхозакадемии нарушает имущественные права и законные интересы этих лиц, противоречит вышеуказанным нормам права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.92 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление ГУП ОПХ "Ючюгейское" удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы в части включения государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "Ючюгейское" Государственного научного учреждения "Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" (пункт 2.75) в перечень федеральных государственных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, как не соответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Председательствующий судья
Н.И.Локтенко

Судьи
Е.Е.Борисова
Д.И.Дедов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Высшего Арбитражного Суда РФ

www.arbitr.ru

(сканер-копия)

по состоянию на 02.10.2008