Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

Российский налоговый курьер, N 17, 2008 год    

Рубрика: Налоговое администрирование

Подрубрика: Налоговый контроль

С.А.Тараканов,

Контрольное управление ФНС России

Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях

  

     Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России


По результатам налоговой проверки составлен акт установленной формы. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то оформление акта является отправной точкой для начала процедуры привлечения лица, в отношении которого проводилась проверка, к налоговой ответственности. Как проходит данная процедура, какими правами при этом обладает налогоплательщик, рассмотрено в статье.

Механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. На это указал Конституционный суд РФ в постановлении от 14.07.2005 N 9-П.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях изложен в статье 101 НК РФ. Обязанности налоговых органов, которые относятся к существенным условиям данной процедуры, перечислены в пункте 14 статьи 101 НК РФ. Налоговые органы должны предоставить возможность лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через представителя и давать объяснения.

Нарушение существенных условий является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Акт налоговой проверки

     

Результаты проведенной налоговой проверки оформляются актом, который подписывается уполномоченными лицами. При выездной налоговой проверке акт составляется независимо от того, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах или нет. Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки акт оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении такой проверки.

При камеральной налоговой проверке акт составляется, только если в ходе ее проведения выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах. На оформление акта отводится десять рабочих дней с момента окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывают все лица, проводившие ее, а также проверяемое лицо либо его представитель (п.2 ст.100 НК РФ). Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель отказывается подписать акт, об этом в акте делают запись.

Обратите внимание: факт подписания акта не означает безоговорочного согласия налогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любого документа направлено прежде всего на то, чтобы зафиксировать его содержание. Поэтому в интересах налогоплательщика подписать акт.

Итак, оформление результатов выездной налоговой проверки актом, в котором изложены конкретные факты налоговых правонарушений, - обязательное условие дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности и применения механизмов принудительного взыскания налогов. При отсутствии акта налоговой проверки решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности рассматривается как вынесенное без наличия на то законных оснований.

Формы актов выездной и камеральной налоговых проверок, а также требования к их составлению (далее - требования) утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

При составлении акта проверки необходимо обеспечить идентичность всех его экземпляров, в том числе по количеству и составу приложений к нему, являющихся неотъемлемыми частями акта.

Как правило, акт налоговой проверки вручается вместе со всеми указанными в нем приложениями. Однако допускается вручать акт без приложений, которые были сформированы на основе доказательств, полученных в установленном порядке от проверяемого лица. Дело в том, что в статьях 65 и 66 АПК РФ не предусмотрено раскрытие доказательств перед лицами, у которых соответствующие доказательства (документы) уже имеются.

БУКВА ЗАКОНА
     
     Приложения к акту выездной налоговой проверки


К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут прилагаться:

- ведомости, таблицы и другие материалы, содержащие сгруппированные факты однородных массовых нарушений, выявленные в ходе выездной налоговой проверки. Порядок их оформления приведен в подпункте "г" пункта 1.8.2 требований;

- материалы, полученные в ходе мероприятий налогового контроля;

- иные документы и предметы, составляющие доказательственную базу по выявленным в ходе выездной налоговой проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах, на которые в акте налоговой проверки имеются ссылки.

Перечень документов и материалов, которые прилагаются к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, содержится в пункте 1.14 требований. Это, в частности, решения налогового органа о проведении (приостановлении, возобновлении, продлении) налоговой проверки, требования о представлении документов (информации), справка о проведенной проверке. Указанные документы не являются обязательными приложениями к акту.

Кроме того, к акту выездной налоговой проверки могут прилагаться решения налогового органа, принятые в ходе выездной налоговой проверки в отношении проверяемого лица, если на момент составления акта их копии не были вручены (направлены) налогоплательщику в соответствии с требованиями статьи 21 НК РФ.

Кому вручается акт налоговой проверки

     

Акт налоговой проверки вручается проверяемому лицу или его представителю под расписку. Документ может быть передан и иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом либо его представителем. Это следует из пункта 5 статьи 100 НК РФ.

В пунктах 1 и 3 статьи 26 НК РФ записано, что налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (п.3 ст.29 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы вручают копии акта налоговой проверки, проведенной в отношении налогоплательщика-организации:

- законным представителям организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);

- уполномоченным представителям налогоплательщика, если имеется документальное подтверждение их полномочий согласно установленному законом порядку.

Допустим, лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его законный (уполномоченный) представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки. Данный факт отражается в акте проверки. Уклонение от получения акта может выразиться, в частности, в неявке в налоговый орган для получения акта (при наличии документа, подтверждающего вызов налогоплательщика в налоговый орган). Акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма. Основание - пункт 5 статьи 100 НК РФ.

Фактическое время доставки почтового отправления может превысить установленные законом шесть рабочих дней. Несмотря на это, юридически акт будет считаться врученным. Поэтому налогоплательщику целесообразно не уклоняться от получения акта налоговой проверки.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.