8. Сын первой заявительницы, Шамиль Саид-Хасанович Ахмадов, который родился 17 декабря 1975 года, вступил в брак со второй заявительницей в 1992 году. У них родились пятеро детей: Лаюса (Layusa) - в 1993 году, Анжела - в 1995 году, Хеди - в 1997 году, Магомед - в 1998 году и Фатах - в 2000 году. Они проживали в городе Аргун, примерно в 10 километрах к востоку от г.Грозного, где Шамиль Ахмадов работал мясником на рынке. Обе заявительницы были домохозяйками.
9. 10 марта 2001 года незаконные формирования штурмом ненадолго захватили местный телевизионный канал в г.Аргуне. Некоторые информационные агентства также заявляли о том, что в тот же день был атакован контрольно-пропускной пункт Вооруженных Сил Российской Федерации, который понес потери.
10. С 11 по 14 марта 2001 года Вооруженные Силы Российской Федерации провели операцию по "зачистке" города, предположительно в ответ на нападения, осуществленные в предыдущий день. 13 марта 2001 года агентство Интерфакс сообщило, что военное командование заявило о том, что указанная операция была направлена на поимку повстанцев и преступников, обнаружение оружия и боеприпасов. Движение транспорта и людей было ограничено, дороги из г.Аргуна в г.Шали и г.Грозный были закрыты. Военная комендатура* сообщила о достижении в ходе операции "существенных результатов", в том числе о задержании "лиц, которые, по данным разведки, могли участвовать в террористических актах и совершенных [в г.Аргун] убийствах". Число задержанных лиц не разглашалось.
________________
* В английском тексте Постановления здесь и далее использовано выражение "military commander's office". Исходя из того, что указанное выражение далее по тексту применяется для обозначения военного учреждения, которое возглавлял Н.И.Сидоренко (см. § 12), а также исходя из сведений, приведенных в российских средствах массовой информации относительно ряда событий в г.Аргуне в марте 2001 года, в данном Постановлении выражение "military commander's office" переводится как военная комендатура (полковник Н.И. Сидоренко возглавлял в указанное время военную комендатуру г.Аргуна) (прим. переводчика).
11. 12 марта 2001 года, между 12 и 14 часами, Шамиль Ахмадов ушел из своего дома N 12, расположенного на улице Новая в г.Аргуне. На соседней улице Гудермесская находилось несколько военных машин, в том числе бронетранспортеры и милицейские УАЗы. Военнослужащие задержали Шамиля Ахмадова. Вторая заявительница, которой сообщили об этом соседи, поспешила на место происшествия, чтобы посмотреть, что происходит. Она увидела своего мужа, окруженного группой военнослужащих, которые поместили Шамиля Ахмадова в бронетранспортер. Вторая заявительница изложила свою версию событий:
"12 марта 2001 года... я пошла к зубному врачу. Мой муж уже на протяжении двух месяцев находился дома, потому что боялся ездить в Грозный. Сначала он хотел пойти к врачу вместе со мной, но потом решил остаться дома. Я пошла к врачу с одной из моих родственниц, однако, как только я села в кресло, в кабинет вбежала жена врача и сказала, что видела, как на улице задержали моего мужа Шамиля. Я сразу побежала туда, однако спасти его было уже поздно.
Он находился на пересечении дороги в Гудермес и дороги в пригород. Я думаю, что он хотел проводить меня, поскольку был менее чем в 500 метрах от стоматологической клиники. Это недалеко от нашего дома, около 300-400 метров. В тот день на Шамиле были надеты белая футболка, черный свитер, темно-синяя куртка и пестрые брюки.
С того места, где я стояла, я увидела три бронетранспортера, одну машину "УРАЛ" и один или два автомобиля УАЗ. Там была группа вооруженных людей, но я не могу сказать точно, сколько их было. Они были одеты в светло-серую форму, некоторые были молодыми, другие - средних лет.
Я видела, как они разговаривали с моим мужем, но я не слышала, о чем они говорили. Не знаю, показывал ли он им свой паспорт, но я точно знаю, что он у него был с собой. Когда я подбежала к месту задержания, они уже бросили Шамиля в бронетранспортер, словно тряпку, и когда я подошла к ним, они закрыли дверь бронетранспортера и уехали в направлении Гудермеса. Я больше не видела никого из гражданских лиц на улице, должно быть, все спрятались".
12. Вторая заявительница сообщила, что после этого поспешила домой, откуда они вместе с первой заявительницей отправились в комендатуру, где побеседовали с комендантом Николаем Ивановичем Сидоренко. Он заявил, что Шамиль Ахмадов в комендатуру не доставлялся. В течение следующих трех дней обе заявительницы вместе с родственниками других задержанных находились у комендатуры, ожидая новостей о задержанных.
13. В соответствии с докладом неправительственной организации "Мемориал", опубликованном в марте 2001 года, 170 человек были задержаны в своих домах или на улицах г.Аргун в ходе "зачистки". Родственники задержанных собирались у местной комендатуры. В связи с данными событиями 17 марта 2001 года в г.Аргун прибыли прокурор Чеченской Республики Чернов и заместитель мэра г. Грозного. В течение нескольких дней большинство задержанных были освобождены без предъявления им обвинения. Тем не менее 11 человек освобождены не были: Шамиль Ахмадов, Муслим Батаев, Саид-Магомед Дикиев, Али Елдыев, Аюб Гаирбеков, Исмаил Хутиев, Али Лабазанов, Руслан Межидов, Абдул-Малик Товзарханов, Руслан Висхаджиев, Абдул-Вахаб Яшуркаев (Shamil Akhmadov, Muslim Batayev, Said-Magomed Dikiyev, Ali Eldiyev, Ayub Gairbekov, Ismail Khutiyev, Ali Labazanov, Ruslan Mezhidov, Abdul-Malik Tovzarkhanov, Ruslan Viskhadzhiyev, Abdul-Vakhab Yashurkayev).
14. Власти Российской Федерации не оспаривали обстоятельства задержания Шамиля Ахмадова, как они были представлены заявительницами. Они утверждали, что в 2001 году Шамиль Ахмадов обвинялся в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 228 Уголовного кодекса (незаконное хранение наркотических веществ), в Краснодарском крае, но скрылся от органов следствия и нарушил подписку о невыезде. 13 февраля 2001 года Советский районный суд г.Краснодара объявил Шамиля Ахмадова в розыск. Кроме того, власти Российской Федерации сообщили, что Шамиль Ахмадов был безработным и имел проблемы с наркотиками и алкоголем.