МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке федеральными государственными органами условий
оплаты труда для работающих в них и в их территориальных
органах работников
(с изменениями на 20 февраля 2014 года)
1. Настоящие методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания им практической помощи при разработке условий оплаты труда работников, работающих в федеральных государственных органах и их территориальных органах (далее - работники).
2. Условия оплаты труда работников включают размеры окладов (должностных окладов), условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и разрабатываются на основе действующего законодательства, а также нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада) работника, повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, являются обязательными для включения в трудовой договор.
Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой по совместительству, производится раздельно по каждой из должностей.
Заработная плата работника предельными размерами не ограничивается.
При разработке условий оплаты труда федеральным государственным органам необходимо учитывать требование пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583, в соответствии с которым совокупные выплаты (включающие оклад (должностной оклад) и компенсационные выплаты) не могут быть меньше заработной платы, которую работник получал на основе Единой тарифной сетки по должности, которую он занимал до 1 декабря 2008 года.
При этом необходимо учесть Федеральный закон от 24 июня 2008 года N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст.3010), устанавливающий минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в размере 4330 рублей.
Поэтому оплата труда работников, состоящая из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), с 1 января 2009 года не может быть менее 4330 рублей.
3. Размеры окладов (должностных окладов) работников, занимающих должности служащих, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 года N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" (зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2008 года, N 11858):
Перечень должностей | Рекомендуемый размер оклада (должностного оклада), рублей |
наименования должностей, отнесенных к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих первого уровня" | не менее 1221 |
наименования должностей, отнесенных к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих второго уровня" | не менее 1548 |
наименования должностей, отнесенных к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" | не менее 2278 |
наименования должностей, отнесенных к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня" | не менее 3197 |
Размеры окладов (должностных окладов) работников рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки.
На основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования рекомендуется рассмотреть возможность корректировки указанных величин в сторону их повышения.
3.1. При установлении условий оплаты труда работникам рекомендуется применять повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам):
- повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;
- персональный повышающий коэффициент к окладу;
- повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет.
Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами руководителем федерального государственного органа в отношении работников, работающих в федеральном государственном органе, руководителем территориального органа федерального государственного органа - в отношении работников территориального органа.
Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада (должностного оклада) по должности на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.
Повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам) устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
3.1.1. Повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) по занимаемой должности рекомендуется устанавливать всем работникам, занимающим должности служащих, предусматривающие внутридолжностное категорирование.
3.1.2. Персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) рекомендуется устанавливать работнику, занимающему должность служащего, с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу) и его размерах принимается руководителем федерального государственного органа (или уполномоченным им лицом) персонально в отношении конкретного работника, работающего в федеральном государственном органе, а в отношении работников территориального органа федерального государственного органа - руководителем территориального органа федерального государственного органа (или уполномоченным им лицом).
3.1.3. Персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) за выслугу лет рекомендуется устанавливать всем работникам, занимающим должности служащих, в зависимости от общего количества лет, проработанных в федеральных государственных органах и территориальных органах федеральных государственных органов.
4. Размеры окладов работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих (далее - рабочие), рекомендуется устанавливать в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих: