По экспертным оценкам, до 50 процентов зданий и сооружений общественного и жилого назначения, расположенных в сейсмических районах Российской Федерации, испытывают дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических проявлениях.
Прежде всего необходимо выделить среди них объекты жилого и общественного назначения с массовым пребыванием людей, системы жизнеобеспечения, здания и сооружения, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объекты, разрушение которых представляет наибольшую опасность либо ведет к максимальному ущербу в условиях чрезвычайных ситуаций.
Усугубляет сложившуюся ситуацию и то, что субъекты Российской Федерации, расположенные в сейсмических районах, имеют наименьший уровень финансовой обеспеченности, а также обеспеченности ресурсами, находящимися в их распоряжении.
Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевых механизмов являются:
отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;
невозможность достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем сейсмоусиления отдельных объектов;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Без использования программно-целевых методов результаты научных исследований по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения.
С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения сейсмической устойчивости основных объектов и достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности в условиях отказа от использования программно-целевого метода могут увеличиться сроки достижения требуемых результатов в 2-3 раза, а затраты привлекаемых на эти цели ресурсов - в 3-5 раз.