Действующий

Дело "Шлепкин (Shlepkin) против Российской Федерации" (Жалоба N 3046/03)

В. Существо жалобы

21. Власти Российской Федерации отрицали свою ответственность за длящееся неисполнение судебного решения, ссылаясь на тот факт, что государственное предприятия "Строительный комплекс" ликвидировано. Они утверждали, что органы власти проявили надлежащее усердие при исполнении судебного решения и не могут быть признаны ответственными за какие-либо задержки при его исполнении.

22. Заявитель настаивал на том, что ответственность государства за исполнение судебного решения не прекратилась после банкротства предприятия.

23. Европейский Суд установил, что 23 мая 2001 года в пользу заявителя было вынесено судебное решение, на основании которого он должен был получить определенную денежную сумму государственной компании "Строительный комплекс". Данное судебное решение до настоящего времени не исполнено.

24. Европейский Суд отметил, что власти Российской Федерации не продемонстрировали, что государственное предприятие пользовалось достаточной институциональной и оперативной независимостью от государства, чтобы последнее не несло ответственность за его действия или бездействие в соответствии с Конвенцией (см. постановление Европейского Суда по делу "Михайленко и другие против Украины" (Mykhaylenky and Others v. Ukraine), жалобы NN 35091/02, 35196/02, 35201/02, 35204/02, 35945/02, 35949/02, 35953/02, 36800/02, 38296/02 и 42814/02, ECHR 2004-XII, §§ 41-46, и постановление Европейского Суда по делу "Лисянский против Украины" (lisyanskiy v. Ukraine) от 4 апреля 2006 года, жалоба N 17809/02, §§ 17-20). Далее Европейский Суд напомнил, что органы государственной власти не могут ссылаться на нехватку денежных средств или иных ресурсов в качестве оправдания непогашения задолженности государства (см., mutatis mutandis, постановление Европейского Суда по делу "Бурдов против России" (Burdov v. Russia), жалоба N 59498/00, ECHR 2002-III, § 35).

25. Таким образом. Европейский Суд пришел к выводу, что государство не может оправдывать неисполнение судебного решения по иску к государственному предприятию ликвидацией этого предприятия.

26. Европейский Суд неоднократно устанавливал нарушения пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции по делам, поднимающим вопросы, схожие с поднимаемыми в настоящем деле (см., среди прочих прецедентов, упоминавшееся выше постановление Европейского Суда по делу "Бурдов против России" (Burdov v. Russia), §§ 33-42; постановление Европейского Суда по делу "Герасимова против Российской Федерации" (Gerasimova v. Russia) от 13 октября 2005 года, жалоба N 24669/02, §§ 14-22; постановление Европейского Суда по делу "Гиззатова против Российской Федерации" (Gizzatova v. Russia) от 13 января 2005 года, жалоба N 5124/03, §§ 18-25).

27. Рассмотрев представленные ему материалы дела, Европейский Суд отметил, что власти Российской Федерации не привели каких-либо фактов или доводов, которые могли бы оправдать неисполнение судебного решения. Европейский Суд пришел к выводу, что, не исполняя судебное решение, вынесенное в пользу заявителя, национальные власти нарушили саму сущность его права на доступ к правосудию и воспрепятствовали ему в получении денежных средств, которые он разумно ожидал получить.

28. Соответственно, имело место нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции.