13.1. К полетам в особых условиях относятся:
полеты в зонах опасных атмосферных явлений: сильного обледенения, грозовой деятельности и сильных ливневых осадков, сильной болтанки, повышенной электрической активности атмосферы, сильного сдвига ветра, пыльной бури;
полеты в горной местности;
полеты над малоориентирной местностью, пустынями и над водной поверхностью;
полеты в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли;
полеты в сложной орнитологической обстановке;
полеты при поиске и спасании.
13.1.1. При возникновении в полете признаков приближения к зоне опасных атмосферных явлений или получении соответствующей информации командир воздушного судна, если полет в ожидаемых условиях не разрешен РЛЭ или эквивалентным ему документом, принимает меры для обхода опасной зоны.
13.1.2. При выполнении полетов в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли (в глубь Арктического бассейна и в Антарктике), в малоориентирной местности, в пустынях и над водной поверхностью на борту воздушных судов должны быть:
аварийная радиостанция;
запас продуктов питания и питьевой воды;
индивидуальные и групповые плавсредства (при полетах над водной поверхностью);
сигнальные средства;
оружие и спасательное снаряжение, предусматриваемое соответствующими инструкциями.
Порядок выполнения указанных полетов предусматривается в РПП эксплуатанта.
13.1.3. Надежная и безопасная навигация в особых условиях достигается:
соблюдением основных правил навигации (самолетовождения);
достаточным наземным радиотехническим и аэронавигационным обеспечением, комплексным применением навигационных средств в полете;
умением определять местонахождение воздушного судна и измерять навигационные элементы полета всеми доступными методами;
умением вести визуальную ориентировку;
своевременным и грамотным применением навигационного оборудования воздушного судна, обеспечивающего наибольшую эффективность самолетовождения в конкретной аэронавигационной обстановке.
Полеты в зонах сильного обледенения
13.2. Перед входом в зону возможного обледенения или при внезапном попадании в зону сильного обледенения летным экипажем должна быть включена противообледенительная система воздушного судна, если РЛЭ или эквивалентный ему документ не предусматривает другого порядка использования такой системы.
Если принятые меры по борьбе с обледенением воздушного судна оказываются неэффективными и не обеспечивается безопасное продолжение полета, командир воздушного судна по согласованию с органом ОВД в контролируемом воздушном пространстве изменяет высоту и/или маршрут полета для выхода в район, где возможно безопасное продолжение полета, или принимает решение об уходе на запасной аэродром. Командиру вертолета при попадании в указанные условия разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха.
При этом может применяться сигнал срочности.
Полеты в зоне грозовой деятельности и сильных ливневых осадков