Действующий

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек

6.10.3. Показатели эффективности

Надежные показатели эффективности служат необходимым средством оценки и повышения эффективности, действенности и качества услуг. Сбор статистических данных, относящихся к ресурсам, сотрудникам, службам, выдаче книг, мероприятиям и т.д., обеспечивает информацию для планирования, демонстрирует подотчетность и помогает принимать обоснованные решения в области управления.

Перечисленные ниже основные показатели эффективности могут быть использованы для оценки и мониторинга хода выполнения задач, поставленных перед библиотекой.

Показатели, связанные с пользователями:

- число выдачей на душу населения;

- общее число посещений библиотеки на душу населения;

- доля записанных в библиотеку по сравнению с населением общины;

- число выдачей на единицу фонда, то есть оборот ресурсов;

- число запросов о предоставлении справочной информации на душу населения;

- число выдачей за час работы;

- число обращений к электронным службам и другим материалам в ином формате, помимо печатного.

Показатели, связанные с ресурсами:

- общие размеры фонда на душу населения;

- число компьютерных терминалов/персональных компьютеров на душу населения;

- число компьютеров для онлайнового доступа пользователей на душу населения.

Показатели, связанные с людскими ресурсами:

- соотношение числа сотрудников на полной ставке и численности населения;

- соотношение числа сотрудников-специалистов и численности населения;

- соотношение числа сотрудников на полной ставке и числа пользователей. Показатели, связанные с качеством:

- обследования, показывающие, насколько пользователи удовлетворены библиотечными услугами;

- удовлетворение запросов о предоставлении информации.

Показатели, связанные с расходами:

- стандартные расходы на функционирование, услуги и мероприятия;

- расходы на персонал в разбивке по функциям, например, обработка книг, программы;

- общие расходы на душу населения, не охваченного в библиотекой, на посетителя, на услугу и т.д.

Сравнительные показатели:

- статистические данные в сравнении с другими сопоставимыми библиотеками в общине, стране и за рубежом.

Помимо сбора и анализа статистических данных, касающихся затрат и результатов в области предоставления услуг, необходимо определение не установленных потребностей тех, кто не является пользователями библиотеки, путем проведения рыночных исследований, включая использование целевых групп и обследований общины.

Там, где надежная демографическая статистика отсутствует, разработка надежных показателей эффективности сопряжена с более серьезными трудностями. Здесь можно использовать оценочные данные общей численности населения, сопоставление расходов с числом пользователей и посетителей, а также сравнение с другими библиотеками, имеющими аналогичные характеристики.