Действующий

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек

2.5. Управление публичной библиотекой

Публичные библиотеки должны управляться надлежащим органом, в состав которого входили бы в основном представители местной общины, включая тех, кто был избран либо в местный совет, либо в правление библиотеки. Библиотечные комитеты и правления должны иметь правила процедуры, а их заседания должны быть открытыми для широкой публики. Заседания должны проводиться регулярно. При этом должны публиковаться их повестки дня, краткие отчеты, ежегодные доклады и финансовые отчеты. Обычно управляющий орган отвечает за разработку общей политики, а не за повседневную деятельность библиотеки. Во всех случаях главный библиотекарь должен беспрепятственно допускаться к заседаниям управляющего органа библиотеки и работать в тесном сотрудничестве с ним. Документы, касающиеся общей политики библиотеки, должны быть доступны для широкой публики. По возможности необходимо предпринимать шаги по вовлечению местных жителей в развитие публичной библиотеки.

Сотрудники публичной библиотеки должны быть полностью подотчетны как своему управляющему органу, так и местным жителям, отчитываясь перед ними за проделанную работу. Такие отчеты могут иметь форму докладов, публичных встреч и консультаций. Они также должны соблюдать самые высокие стандарты при исполнении своих профессиональных обязанностей и в ходе консультаций с управляющим органом. Хотя окончательные решения по вопросам общей политики принимаются управляющим органом и главным библиотекарем, необходимо искать способы вовлечения в этот процесс местных жителей - реальных или потенциальных абонентов библиотеки. В некоторых странах разработаны так называемые "библиотечные хартии", которые оценивают и оглашают уровень обслуживания в данной публичной библиотеке. (Образец такой хартии см. в приложении 3*.) Такие хартии являются своеобразным "контрактом" между публичной библиотекой и абонентами. Библиотечные хартии приобретают еще больший вес, если они разрабатываются в консультации с абонентами.

________________

* Текст приложения 3 в Библиотеке и Законе не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.