Действующий

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек

3.4.9. Услуги, оказываемые специальным группам пользователей

Потенциальные пользователи, которые по тем или иным причинам не в состоянии пользоваться регулярными услугами библиотеки, имеют право на равный доступ к ним. Поэтому библиотека должна найти средства и способы доставки библиотечных материалов и оказания библиотечных услуг таким пользователям. Такими средствами и способами могут быть:

- специальный транспорт - например, передвижные библиотеки, катера для доставки книг и другие виды транспорта, которые можно использовать для обслуживания людей, живущих в отдаленных районах;

- услуги, оказываемые на месте людям, которые прикованы к дому;

- услуги, оказываемые работникам фабрик и других промышленных предприятий на их рабочих местах;

- услуги, оказываемые гражданам, помещенным в специальные учреждения, - например, тюрьмы и больницы;

- специальное оборудование и материалы для чтения для людей с физическими и сенсорными недостатками - например, людей с плохим слухом или зрением;

- специальные материалы для труднообучаемых людей, такие, как специально адаптированные материалы для чтения и кассеты;

- услуги, предоставляемые иммигрантам и лицам, лишь недавно получившим гражданство, с целью оказания им помощи в адаптации к жизни в новом для них обществе и обеспечения им доступа к материалам их родной культуры;

- электронная коммуникация - например, каталоги Интернета.

Услуги для людей со специфическими потребностями могут быть более эффективными, если будет использована новая техника - например, синтезаторы речи для людей с плохим зрением, каталоги доступа в режиме реального времени для тех, кто проживает в отдаленной местности или прикован к дому, подсоединение отдаленных районов к сети дистанционного обучения. Самые современные методы оказания услуг - такие, например, как каталоги для публичного доступа (ОРАС) - во многих случаях могут быть адаптированы для удовлетворения потребностей людей с физическими и сенсорными недостатками. Те, кто может извлечь наибольшую пользу из достижений техники, часто имеют наименьшие возможности вложить необходимые средства в ее развитие. Поэтому публичная библиотека должна разрабатывать новаторские схемы использования новых технологий, с тем чтобы можно было предоставлять услуги как можно большему количеству людей.

Услуги этническим группам в общине и коренным жителям должны предоставляться по согласованию с конкретной группой. Такие услуги, скорее всего, будут включать в себя:

- включение представителей групп в состав персонала библиотеки;

- создание фондов, которые включали бы произведения родной литературы этой группы и отражали бы устные традиции и передаваемые устно знания этого народа;

- создание специальных условий для хранения хрупких или недолговечных образцов культуры коренного населения.