Действующий

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек

2.4.4. Взимание платы с абонента

В Манифесте ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке говорится: "Публичная библиотека обычно предоставляет свои услуги бесплатно". Взимание платы с абонентов за предоставленные услуги или членство не должно использоваться в качестве источника доходов публичных библиотек, поскольку в таком случае платежеспособность становится критерием, определяющим, кто может пользоваться публичной библиотекой, а кто нет. Это ограничивает доступ и тем самым нарушает основополагающий принцип, согласно которому публичная библиотека должна быть доступна всем. Установлено, что в некоторых странах взимается плата за библиотечные абонементы или за специальные услуги. Такая плата неизбежно закрывает доступ для тех, кто не в состоянии платить. Взимание такой платы должно рассматриваться как промежуточное решение, а не постоянный источник финансирования публичной библиотеки.

В некоторых странах принято требовать от абонента специальную плату или взимать штраф за невозвращение в библиотеку какого-либо материала в положенный срок. Иногда это необходимо для того, чтобы материалы постоянно находились в обращении и не держались длительное время одним абонентом. Сумма штрафа должна устанавливаться на таком уровне, чтобы это никого не отпугивало от пользования библиотекой. Иногда взимается также плата за предоставление персональных услуг - например, за пользование фотокопировальной техникой или принтером. Размер таких платежей также должен устанавливаться на уровне, который не отпугивал бы абонентов.