Действующий

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек

1.3.2. Информация

"Публичная библиотека является местным центром информации, в котором читатели могут почерпнуть всевозможные знания".

(Манифест)


Возможность иметь доступ к информации и понимать ее - это одно из основных прав человека. В настоящее время такой информации имеется больше, чем когда бы то ни было за всю историю человечества. Будучи общественной службой, открытой для всех, публичная библиотека играет важнейшую роль в сборе, систематизации и использовании информации, а также в обеспечении доступа к широкому кругу информационных источников. Публичная библиотека несет особую ответственность за сбор местной информации и обеспечение свободного доступа к ней. Она также играет роль своеобразной памяти о прошлом, собирая материалы, относящиеся к истории данной общины и к отдельным ее гражданам, сохраняя их и обеспечивая доступ к ним. Обеспечивая получение самой разнообразной информации, публичная библиотека помогает общине принимать компетентное участие в обсуждении важных проблем и принятии решений. Осуществляя сбор информации и обеспечивая ее распространение, публичная библиотека должна по возможности сотрудничать с другими учреждениями, с тем чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.

Быстрый рост объема имеющейся информации и продолжающиеся перемены в области информационных технологий, которые радикальным образом повлияли на способы получения доступа к информации, уже оказали значительное воздействие на публичные библиотеки и их службы. Информация играет важную роль в развитии человека и общества, а информационная техника дает большую власть тем, кто имеет к ней доступ и может ею пользоваться. Несмотря на бурное развитие этой техники, она недоступна большинству жителей Земли и разрыв между информационно богатыми и информационно бедными странами продолжает увеличиваться. Важнейшая задача публичной библиотеки заключается в том, чтобы устранить этот разрыв путем обеспечения свободного доступа к Интернету, а также путем распространения информации в традиционном формате. Публичные библиотеки должны признать и использовать возможности, открывающиеся в результате захватывающего развития информационных и коммуникационных технологий. Они имеют возможность стать электронным окном в информационный мир.

- Библиотека штата Сабах (Малайзия) организовала в своих филиалах специальные "электронные уголки". Это место, где можно одновременно получить информацию и развлечься, поскольку они дают доступ к Интернету и располагают широким выбором дисков CD-ROM. Библиотека организует также общественные семинары по обучению навыкам пользования Интернетом.

- Некоторые публичные библиотеки в Южной Африке выделяют площади под информационные киоски и телецентры.

- В публичных библиотеках Эстонии созданы пункты открытого доступа к Интернету.

- В пяти африканских странах (Бенине, Мали, Мозамбике, Танзании и Уганде) созданы сельские многоцелевые общинные телецентры с целью обеспечения доступа к современным информационным и коммуникационным средствам.

- Публичная библиотека в Сандерленде (Англия) создает "сельские электронные залы", расположенные в самых разных местах, включая библиотечные строения, колледж, местный деловой центр, а также сеть вспомогательных общинных добровольных служб. В этих залах можно бесплатно пользоваться персональными компьютерами и Интернетом, они предлагают широкий выбор компьютерных программ для взрослых и детей и имеют обученный персонал, который может оказать помощь пользователям.