Действующий

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек

1.3.1. Образование

"Оказание поддержки индивидуальному и самостоятельному образованию, а также формальному образованию на всех уровнях".

(Манифест)


Необходимость располагать учреждением, обеспечивающим всем доступ к знанию в печатной и иных формах для поддержки формального и неформального образования, стала причиной создания и обеспечения работы большинства публичных библиотек. Это остается главной целью публичной библиотеки. На протяжении всей жизни людям требуется образование, полученное либо в формальных учебных заведениях, таких как школы, колледжи или университеты, либо в менее формальных структурах, связанных с их работой или повседневной жизнью. Обучение не заканчивается получением формального образования - для большинства людей этот процесс продолжается всю жизнь. В условиях все более усложняющейся жизни общества людям надо приобретать новые навыки на различных этапах собственной жизни. Публичная библиотека играет важную роль в содействии этому процессу.

Публичная библиотека должна обеспечивать пользователей материалами в надлежащей форме для поддержания процессов формального и неформального образования. Она должна также помогать им эффективно использовать эти учебные ресурсы и предоставлять необходимые для этого технические средства. Возможность иметь доступ к информации и эффективно ее использовать имеет большое значение для успешного обучения. Там, где это возможно, публичные библиотеки должны сотрудничать с другими учебными учреждениями в обучении людей навыкам пользования информационными ресурсами. Там, где имеются достаточные технические средства для обеспечения процесса формального образования, публичная библиотека должна дополнять, а не дублировать услуги, предоставляемые другими учреждениями.

Публичная библиотека должна также активно участвовать в кампаниях по борьбе с неграмотностью, поскольку грамотность - это ключ к образованию и знанию, а также к умению пользоваться библиотеками и информационными службами. Люди, лишь недавно ставшие грамотными, нуждаются в свободном доступе к необходимым материалам для чтения, чтобы поддерживать и развивать обретенные навыки.

В некоторых странах необходимость получения образования считается первостепенной задачей, и вся деятельность публичных библиотек направлена на содействие ее решению. Есть, однако, целый ряд способов, посредством которых публичные библиотеки могут содействовать получению как формального, так и неформального образования. Их практическое применение зависит от местных условий и имеющихся ресурсов.

- В Сингапуре официально объявленной целью службы публичных библиотек является "постоянное расширение возможностей населения приобретать знания путем использования национальной сети библиотек и центров информационных ресурсов, предоставляющих соответствующие услуги и возможности, в целях содействия дальнейшему развитию Сингапура".

- В Южной Африке, где многие люди живут в стесненных условиях в домах без электричества, что не позволяет им заниматься дома, публичные библиотеки уделяют главное внимание обеспечению посетителей элементарными удобствами, такими, как электричество, столы и стулья.

- Во многих странах есть библиотеки, которые выполняют функции как публичной, так и школьной библиотеки. В Траффорде (Англия) три маленькие библиотеки были включены в другие структуры - один библиотечный филиал был объединен со школьной библиотекой, а два другие были включены в структуру учреждений для отдыха.

- В Булавайо (Зимбабве) передвижная библиотека еженедельно приезжает в 37 начальных школ, что значительно расширяет доступ детей города к библиотечным услугам.

- В штате Амазонка (Венесуэла), где нет школьных библиотек, обслуживание школьников и учителей обеспечивается сельскими библиотеками.

- В провинции Барселона (Испания) некоторые библиотечные службы обслуживают студентов-заочников Открытого университета в Каталонии.

- В штате Куинсленд (Австралия) публичные библиотеки оказывают помощь учащимся старших классов начальных школ и учащимся средних школ в выполнении домашних заданий, создавая для этого клубы по домашним заданиям при библиотеках. Помощь в выполнении домашних заданий оказывается также с использованием электроники (http://netlinks.slq.gld.gov.au).