БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

РУКОВОДСТВО ИФЛА/ЮНЕСКО ПО РАЗВИТИЮ СЛУЖБЫ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК*

_______________

* Источник: Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений. Секция публ. б-к, Рос. библ. ассоц.; Предисл.: В.Р.Фирсов]. - СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 2001. - 112 с.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Настоящее издание заменяет "Руководство для публичных библиотек", опубликованное в 1986 году. Оно подготовлено рабочей группой, состоявшей из членов Комитета Секции публичных библиотек ИФЛА. В состав группы входили:

Филип Гилл (Соединенное Королевство), председатель

Илона Гласхофф (Германия)

Барбара Клабб (Канада)

Роберт Пестелл (Австралия)

Нерсес Хайрапетян (Армения)

Керстин Хасснер (Швеция).

До начала подготовки публикации ее предполагаемое содержание обсуждалось в ходе двухдневного семинара, проведенного в августе 1998 года в Нордвике (Нидерланды). Мы благодарны ЮНЕСКО за поддержку этого мероприятия. Рабочие проекты были представлены и рассмотрены на конференциях ИФЛА в Амстердаме (1998 год), Бангкоке (1999 год) и Иерусалиме (2000 год). Публикация была также подробно рассмотрена Комитетом Секции публичных библиотек ИФЛА, Координационным советом 3-го отдела ИФЛА по библиотекам, обслуживающим широкую публику, и представителями Профессионального совета ИФЛА.

Участники семинара в Нордвике, конференций ИФЛА, а также все, кому были разосланы предварительные варианты публикации для ознакомления и консультации, внесли неоценимый вклад в ее подготовку. Мы благодарны всем тем, кто комментировал ход работы и приводил практические примеры для иллюстрации текста. Мы также благодарны заместителю председателя Совета графства Букингемшир по вопросам обучения на протяжении всей жизни (Англия) за разрешение воспроизвести их Устав клиента библиотечной службы.

Интерес, проявленный к этой публикации в процессе ее подготовки, свидетельствует о том, что публичные библиотеки нуждаются в новом руководстве, учитывающем перемены в информационном пространстве, в котором они теперь работают. Мы надеемся, что настоящее руководство будет полезно для публичных библиотек на различных этапах их развития в начале XXI века и что оно поможет библиотекарям успешно справиться с трудными проблемами, с которыми им приходится сталкиваться сегодня. Именно с этой надеждой мы и предлагаем настоящую публикацию всем тем, кто связан с развитием публичных библиотек во всех странах мира.

ВВЕДЕНИЕ


В 1994 году был опубликован третий вариант Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке. Он сразу же был признан важным документом, излагающим основополагающие принципы службы публичных библиотек. Манифест был переведен более чем на 20 языков и оказал важное влияние на развитие публичных библиотек (см.приложение 1*). Однако вскоре столь же очевидной стала необходимость разработки более детального документа, который служил бы руководством и стандартом для практического использования библиотекарями и лицами, ответственными за принятие решений, в целях дальнейшего развития служб публичных библиотек. Поэтому Комитет Секции публичных библиотек ИФЛА решил подготовить новое руководство и поручил эту работу группе из шести своих членов.

________________

* Текст приложения 1 в Библиотеке и Законе не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В 1973 году ИФЛА опубликовала "Стандарты для публичных библиотек", которые были переизданы с небольшими изменениями в 1977 году. В 1986 году они были заменены "Руководством для публичных библиотек". Обе эти публикации не смогли отразить бурное развитие информационных технологий, которое мы наблюдали в течение последних нескольких лет. Как видно из их названия, они предлагали два различных подхода к проблеме практического руководства деятельностью библиотекарей. В введении к Стандартам 1973 года говорится: "Разработка стандартов для отдельных стран не была признана целесообразной, поскольку общие цели во всех странах были одинаковы, а определяющим фактором были возможные темпы развития". Поэтому вариант 1973 года предусматривает лишь ряд количественных стандартов, включая размер библиотечных фондов, количество административных единиц, рабочее время, численность персонала и стандарты для библиотечных зданий.

Составители Руководства 1986 года придерживались другой точки зрения: "В условиях, когда потребности и ресурсы столь различны, общих стандартов для служб быть не может... Мы не предлагаем правила, а даем советы, основанные на опыте, который приобретен в самых разных странах и который может быть применен повсеместно... Рекомендации относительно желательного уровня резервов, которые основаны на прошлом опыте в совершенно других условиях, непременно будут ненадежными и неправильными". Статистические данные о публичных библиотеках в различных странах были приведены в приложении*, и библиотечные работники могли использовать их для сравнительной оценки собственной службы.

________________

* Текст приложения в Библиотеке и Законе не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В ходе подготовки настоящего нового издания были поставлены и рассмотрены многие проблемы, однако главными, пожалуй, были следующие три:

Должен ли заключительный документ включать в себя как руководящие принципы, так и количественные стандарты, или же он должен ограничиться лишь руководящими принципами?

Можно ли подготовить вариант, который мог бы иметь практическую пользу для библиотекарей в странах с разным уровнем развития служб публичных библиотек и с очень разным уровнем имеющихся ресурсов?

Можно ли давать какие-либо рекомендации относительно использования информационных и коммуникационных технологий в публичных библиотеках в условиях, когда имеются столь большие различия в их наличии и в ресурсах для их обеспечения и поддержки?

Чтобы выяснить точки зрения по этим и другим проблемам, в августе 1998 года в Нордвике (Нидерланды) был проведен семинар, на котором обсуждались содержание нового издания и его форма. В работе семинара участвовали 22 библиотекаря, представлявших 21 страну из разных частей мира и публичные библиотеки, находящиеся на разных стадиях развития и имеющие разные ресурсы. Выводы, сделанные в конце этого полезного мероприятия, были использованы в ходе работы группы, занимавшейся пересмотром документа.

Участники семинара в Нордвике решительно поддержали мнение о том, что новое издание должно включать в себя некоторые практические стандарты и не должно ограничиваться одними лишь руководящими принципами и рекомендациями. Выяснилось, что, хотя о существовании Стандартов 1973 года знали многие и эти стандарты все еще в какой-то степени соблюдались, Руководство 1986 года не нашло такого же практического применения. Хотя участники семинара хорошо понимали, что в разных странах мира публичные библиотеки работают в самых разных социальных и экономических условиях, было решено, что, для того чтобы новое издание имело практическое применение, оно должно включать в себя некоторые рекомендуемые стандарты.

Решение включить в текст стандарты подчеркивает важность второго вопроса: может ли какой-то набор стандартов и руководящих принципов найти всеобщее применение? По завершении работы над каждым проектом он направлялся участникам семинара в Нордвике, а также ряду других лиц, проявлявших интерес к этому начинанию, для выяснения их мнения. Встречи по обсуждению проекта были проведены в ходе конференций ИФЛА в Амстердаме (1998 год), Бангкоке (1999 год) и Иерусалиме (2000 год). Такие консультации стали ценнейшей составной частью проекта. Они показали широту международного движения в поддержку публичных библиотек, а также выявили как общие, так и отличительные черты публичных библиотек в разных странах и обществах.

Несмотря на разный уровень библиотечного обслуживания и разный объем финансирования мероприятий по содержанию и развитию публичных библиотек, было решено, что нецелесообразно попытаться подготовить такое новое издание, которое было бы рассчитано лишь на одну группу публичных библиотек - например, в "развитых" или "развивающихся" странах. Такое деление было бы неправильным, поскольку уровень и объем услуг, а также эффективность службы не обязательно зависят от имеющихся ресурсов. Библиотеки в любой стране и на любом уровне развития могут совершенствоваться и все они могут иметь как сильные, так и слабые стороны. Поэтому было решено разработать комплекс руководящих принципов и стандартов, которые могли бы распространяться на любую публичную библиотеку на определенном этапе ее развития. Мы понимаем, что трудно соблюдать стандарты в условиях, когда отсутствуют надежные данные о численности населения, поэтому мы предлагаем альтернативные подходы. Мы рекомендуем использовать также и более детализированные руководящие принципы, разработанные специализированными подразделениями ИФЛА. В тех случаях, когда публичные библиотеки не могут сразу обеспечить соблюдение всех стандартов и рекомендаций, мы надеемся, что они поставят перед собой такую цель и будут стремиться к ее достижению. Настоящая публикация предназначена в первую очередь для того, чтобы библиотекари могли использовать ее для улучшения библиотечного обслуживания.

Мы также включили несколько примеров библиотечного обслуживания в разных странах мира. Их не следует считать исчерпывающими или выдающимися - они призваны лишь проиллюстрировать текст несколькими наглядными примерами того, что происходит в публичных библиотеках в разных странах мира, чтобы иметь хотя бы общее представление об оригинальных решениях некоторых конкретных проблем. Мы понимаем, что эти иллюстрации весьма избирательны и что можно было бы привести множество других столь же убедительных примеров. Все они наглядно показывают, что конкретно делается в мире для того, чтобы приспособить службу публичных библиотек к нуждам пользователей в местных условиях. Мы также включили адреса нескольких веб-сайтов для получения более подробной информации о некоторых инициативных решениях.

За последние несколько лет бурное развитие информационных технологий радикально изменило методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней. Взаимодополняемость информационных и коммуникационных технологий позволяет обеспечивать доступ к информации такими методами, которые трудно было представить себе в 1986 году, когда вышло последнее издание Руководства. Перемены происходят ускоренными темпами, и процесс этот продолжается, оставляя в стороне лишь некоторые области человеческой деятельности. Что же касается публичных библиотек, главной задачей которых является предоставление информации, то они стоят на пороге радикальных перемен во всех областях своей деятельности, включая организационную работу и практическое обслуживание.

Многие публичные библиотеки ответили на вызов электронной революции и воспользовались представившейся возможностью для развития своих служб совершенно по-новому, с использованием смелых и неожиданных решений. Однако и у этой медали есть оборотная сторона. В докладе Организации Объединенных Наций о развитии людских ресурсов (1999 год), где отмечается, что Интернет стал самым быстроразвивающимся средством коммуникации за всю историю человечества, обращается внимание на тот факт, что, хотя в странах Южной Азии и проживает 23,5% населения Земли, на них приходится менее 0,1% всех пользователей Интернета. В четверти стран мира на каждые сто жителей приходится менее одного телефона. Чтобы воспользоваться возможностями, предоставляемыми информационными и коммуникационными технологиями, необходимы грамотность, компьютерные навыки и надежные коммуникационные сети. Риск растущего разрыва между информационно богатыми и информационно бедными странами сегодня велик как никогда. Этот разрыв угрожает не только странам с разным уровнем развития, но и группам людей и отдельным гражданам страны. В докладе Организации Объединенных Наций говорится: "Необходимо принять решительные меры, направленные на то, чтобы развивающиеся страны - а также бедные повсюду в мире - были вовлечены в глобальный разговор".

Публичные библиотеки имеют прекрасную возможность содействовать вовлечению каждого в такой глобальный разговор и устранить разрыв в "цифровых технологиях". Они могут добиться этого, обеспечивая широкой публике доступ к информационным технологиям, обучая людей основам компьютерной грамотности и участвуя в программах по борьбе с неграмотностью. Однако для обеспечения принципа равного доступа для всех они должны также продолжать поддерживать службы, предоставляющие информацию иными способами - например, путем распространения печатных изданий или путем использования устных традиций. Такие службы, скорее всего, сохранят свое большое значение в ближайшие годы. Хотя одной из главных задач публичной библиотеки должно стать обеспечение доступа к электронной информации, необходимо принимать все меры к тому, чтобы оставались открытыми и другие каналы, по которым можно было бы передавать знания и информацию. Все эти факторы ставят перед публичными библиотеками трудную задачу, и то, как они справятся с ней, будет определять дальнейшую жизнеспособность службы публичных библиотек. Настоящие рекомендации были сформулированы с учетом всех этих факторов.

В своем вступлении к "Руководству" 1986 года Артур Джоунс написал: "Рабочая группа определила множество императивов - слова "необходимо" и "следует" встречаются здесь довольно часто. Тем не менее это не свод правил для организации идеальной библиотечной службы - это лишь инструмент, призванный помочь развитию служб, которые наилучшим образом отвечали бы потребностям вашего общества. Руководство будет предлагать то, что может оказаться выполнимым, однако местные условия будут диктовать то, что целесообразно как для самих служб, так и для их организации". Мы хотели бы повторить это заявление. Публичная библиотека - это служба, находящаяся в конкретной местности, удовлетворяющая потребности конкретной местной общины и действующая в условиях жизни такой общины. Настоящее руководство разработано для того, чтобы помочь библиотекарям в любых условиях развивать эффективную службу публичных библиотек, отвечающую требованиям местной общины. Для тех, кто стремится к знанию, информации и творческой работе в условиях нынешнего сложного и динамичного информационного мира, очень важно, чтобы это руководство было успешно претворено в жизнь.

Филип Гилл

     

     

Глава 1

Роль и цель публичной библиотеки


"Публичная библиотека, открывающая путь к знаниям на местном уровне, является неотъемлемым условием обеспечения непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп".

(Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994 год)

1.1. Введение

В этой главе излагаются общие положения о роли и цели публичной библиотеки. Ключевые проблемы рассмотрены более подробно в последующих главах.

1.2. Определение понятия публичной библиотеки

Публичные библиотеки - это мировой феномен. Они встречаются в самых разных обществах, странах и на различных этапах развития. Хотя различные условия, в которых они работают, неизбежно приводят к различиям в оказываемых ими услугах, а также в методах предоставления таких услуг, обычно они имеют общие черты, которые можно определить следующим образом.

Публичная библиотека - это организация, созданная, поддерживаемая и финансируемая обществом либо через местные, региональные или национальные органы власти, либо через какие-либо другие структуры общества. Она обеспечивает доступ к знаниям, информации и художественным произведениям путем использования ряда ресурсов и служб и в равной степени доступна всем членам общества, независимо от расы, национальности, возраста, пола, вероисповедания, языка, степени трудоспособности, экономического положения, места работы и уровня образования.

1.3. Цели публичной библиотеки

Главными целями публичной библиотеки является предоставление ресурсов и услуг в виде различных средств и материалов для удовлетворения потребностей отдельных граждан и групп в области образования, информации и развития личности, включая отдых и досуг. Публичные библиотеки играют важную роль в сохранении и развитии демократического общества путем предоставления каждому человеку доступа к знаниям, идеям и мнениям во всем их разнообразии.

1.3.1. Образование

"Оказание поддержки индивидуальному и самостоятельному образованию, а также формальному образованию на всех уровнях".

(Манифест)


Необходимость располагать учреждением, обеспечивающим всем доступ к знанию в печатной и иных формах для поддержки формального и неформального образования, стала причиной создания и обеспечения работы большинства публичных библиотек. Это остается главной целью публичной библиотеки. На протяжении всей жизни людям требуется образование, полученное либо в формальных учебных заведениях, таких как школы, колледжи или университеты, либо в менее формальных структурах, связанных с их работой или повседневной жизнью. Обучение не заканчивается получением формального образования - для большинства людей этот процесс продолжается всю жизнь. В условиях все более усложняющейся жизни общества людям надо приобретать новые навыки на различных этапах собственной жизни. Публичная библиотека играет важную роль в содействии этому процессу.

Публичная библиотека должна обеспечивать пользователей материалами в надлежащей форме для поддержания процессов формального и неформального образования. Она должна также помогать им эффективно использовать эти учебные ресурсы и предоставлять необходимые для этого технические средства. Возможность иметь доступ к информации и эффективно ее использовать имеет большое значение для успешного обучения. Там, где это возможно, публичные библиотеки должны сотрудничать с другими учебными учреждениями в обучении людей навыкам пользования информационными ресурсами. Там, где имеются достаточные технические средства для обеспечения процесса формального образования, публичная библиотека должна дополнять, а не дублировать услуги, предоставляемые другими учреждениями.

Публичная библиотека должна также активно участвовать в кампаниях по борьбе с неграмотностью, поскольку грамотность - это ключ к образованию и знанию, а также к умению пользоваться библиотеками и информационными службами. Люди, лишь недавно ставшие грамотными, нуждаются в свободном доступе к необходимым материалам для чтения, чтобы поддерживать и развивать обретенные навыки.

В некоторых странах необходимость получения образования считается первостепенной задачей, и вся деятельность публичных библиотек направлена на содействие ее решению. Есть, однако, целый ряд способов, посредством которых публичные библиотеки могут содействовать получению как формального, так и неформального образования. Их практическое применение зависит от местных условий и имеющихся ресурсов.

- В Сингапуре официально объявленной целью службы публичных библиотек является "постоянное расширение возможностей населения приобретать знания путем использования национальной сети библиотек и центров информационных ресурсов, предоставляющих соответствующие услуги и возможности, в целях содействия дальнейшему развитию Сингапура".

- В Южной Африке, где многие люди живут в стесненных условиях в домах без электричества, что не позволяет им заниматься дома, публичные библиотеки уделяют главное внимание обеспечению посетителей элементарными удобствами, такими, как электричество, столы и стулья.

- Во многих странах есть библиотеки, которые выполняют функции как публичной, так и школьной библиотеки. В Траффорде (Англия) три маленькие библиотеки были включены в другие структуры - один библиотечный филиал был объединен со школьной библиотекой, а два другие были включены в структуру учреждений для отдыха.

- В Булавайо (Зимбабве) передвижная библиотека еженедельно приезжает в 37 начальных школ, что значительно расширяет доступ детей города к библиотечным услугам.

- В штате Амазонка (Венесуэла), где нет школьных библиотек, обслуживание школьников и учителей обеспечивается сельскими библиотеками.

- В провинции Барселона (Испания) некоторые библиотечные службы обслуживают студентов-заочников Открытого университета в Каталонии.

- В штате Куинсленд (Австралия) публичные библиотеки оказывают помощь учащимся старших классов начальных школ и учащимся средних школ в выполнении домашних заданий, создавая для этого клубы по домашним заданиям при библиотеках. Помощь в выполнении домашних заданий оказывается также с использованием электроники (http://netlinks.slq.gld.gov.au).

1.3.2. Информация

"Публичная библиотека является местным центром информации, в котором читатели могут почерпнуть всевозможные знания".

(Манифест)


Возможность иметь доступ к информации и понимать ее - это одно из основных прав человека. В настоящее время такой информации имеется больше, чем когда бы то ни было за всю историю человечества. Будучи общественной службой, открытой для всех, публичная библиотека играет важнейшую роль в сборе, систематизации и использовании информации, а также в обеспечении доступа к широкому кругу информационных источников. Публичная библиотека несет особую ответственность за сбор местной информации и обеспечение свободного доступа к ней. Она также играет роль своеобразной памяти о прошлом, собирая материалы, относящиеся к истории данной общины и к отдельным ее гражданам, сохраняя их и обеспечивая доступ к ним. Обеспечивая получение самой разнообразной информации, публичная библиотека помогает общине принимать компетентное участие в обсуждении важных проблем и принятии решений. Осуществляя сбор информации и обеспечивая ее распространение, публичная библиотека должна по возможности сотрудничать с другими учреждениями, с тем чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.