Действующий

Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Доклад Контртеррористического комитета

Западноевропейские и другие государства
     
     (Австралия, Австрия, Андорра, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария и Швеция)
     
     Области оценки
     
     Законодательство


133. Большинство государств этой группы либо уже создали всеобъемлющую нормативно-правовую базу по борьбе с терроризмом, либо близки к ее созданию. Необходимо принимать меры по адекватному пресечению финансирования терроризма. Большинство государств приняли всеобъемлющие меры по пресечению вербовки террористов и создали механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.

Противодействие финансированию терроризма

134. В общей сложности 11 государств надлежащим образом установили уголовную ответственность за финансирование терроризма и еще в 16 приняты определенные правовые положения по этому вопросу. Законы о борьбе с отмыванием денег приняты во всех 30 государствах. Аналогичным образом, во всех государствах созданы группы финансовой разведки. Картина осуществления мер по регулированию передачи финансовых средств с использованием каналов неофициальных систем денежных переводов является неоднородной. Лишь семь государств приняли ряд мер, регулирующих передачу финансовых средств с использованием каналов неофициальных систем денежных переводов; в 14 других созданы определенные механизмы, призванные заниматься данным вопросом; в двух какие-либо механизмы отсутствуют; что касается остальных семи, то по ним не хватает информации. Почти все государства обладают возможностями безотлагательно замораживать средства и активы, связанные с терроризмом, при этом несколько из них отмечают высокие показатели исполнения. Кроме того, в Европейском союзе действует наднациональный режим, направленный на обеспечение того, чтобы террористические средства и активы блокировались во всех его государствах-членах. Адекватные меры по обеспечению защиты некоммерческих организаций от использования в целях финансирования терроризма приняты лишь тремя государствами, в то же время некоторые меры в этом плане приняло 21 государство.

Пограничный контроль

135. Все входящие в эту группу государства, за исключением четырех, которые не представили достаточно информации для проведения оценки, в полном объеме осуществили меры, связанные с выдачей удостоверений личности и проездных документов и обеспечением контроля за ними и выявлением случаев их незаконного использования. Проверка лиц, совершающих поездки, осуществляется в 24 государствах и в определенной степени обеспечивается еще в одном. В общей сложности 25 государств в полной мере обеспечивают контроль за своими процедурами предоставления убежища, с тем чтобы предотвратить их незаконное использование лицами, совершившими террористические акты. Меры таможенной очистки и стандарты таможенного контроля частично осуществляются в двух государствах и в полном объеме - в других 25. Все государства этой группы, за исключением пяти, которые не предоставили адекватной информации, в полном объеме внедрили международные стандарты авиационной безопасности и безопасности на море. Механизмы контроля для предотвращения незаконного передвижения людей через границы созданы в полном либо частичном объеме в 22 государствах. Кроме того, 26 государств сообщили о принятии всех необходимых мер по регулированию импорта и экспорта оружия и взрывчатых веществ и осуществлению контроля за таким импортом и экспортом, тогда как в отношении остальных четырех государств такая информация отсутствует.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

136. Практически в каждом государстве группы существуют адекватные механизмы и институциональные структуры, обеспечивающие всестороннее и надлежащее участие правоохранительных органов в деятельности по борьбе с терроризмом. Обеспечивается высокий уровень сотрудничества между правоохранительными органами в рамках соответствующих внутренних, региональных и международных механизмов. Практически во всех государствах созданы специализированные подразделения по борьбе с терроризмом. Все государства отчитались о принятии стратегий и мер по эффективному мониторингу, регулированию и контролю производства, продажи и передачи оружия и взрывчатых веществ.

Международное сотрудничество

137. Государствами-членами этой группы осуществляются эффективные меры в области международного сотрудничества, практически всеми ими приняты адекватные законы об оказании взаимной правовой помощи и выдаче, а также процедуры обмена информацией. Субрегион отличает высокая степень ратификации международных документов о борьбе с терроризмом - 28 из 30 государств ратифицировали 10 или более таких документов.

Общее замечание

138. Группа западноевропейских и других государств добилась существенного прогресса в деле осуществления резолюции 1373 (2001), исключение составляет лишь небольшая горстка государств. Вместе с тем в силу высокого уровня их экономического развития и сложности систем финансового сектора большинство членов этой группы уязвимы по отношению к проблеме финансирования терроризма. Неадекватность потенциала по обеспечению незамедлительного замораживания средств и активов, связанных с терроризмом, является причиной для озабоченности в масштабах всего региона. Меры по обеспечению пограничного контроля, внутренней безопасности и охраны порядка в полном объеме осуществляются в большинстве государств, хотя несколько из них не представили достаточной информации для проведения оценки по некоторым подкатегориям.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

139. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

a) поощрять принятие мер по укреплению потенциала, позволяющего незамедлительно замораживать средства и активы, связанные с терроризмом, в большинстве государств, и обеспечить защиту их некоммерческого сектора от незаконного использования в целях финансирования терроризма;

b) развивать международное сотрудничество, особенно в области обмена информацией;

c) поощрять разработку процедур в целях обеспечения того, чтобы лица, ищущие убежища, и беженцы не совершали террористических актов.