Действующий

Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Доклад Контртеррористического комитета

Юго-Восточная Европа
     
     (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Румыния, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория)
     
     Области оценки
     
     Законодательство


118. Нормативная база в области борьбы с терроризмом в субрегионе была усовершенствована, четыре государства располагают всеобъемлющими нормативными рамками, хотя законы в четырех других государствах охватывают не весь перечень террористических преступлений, как того требуют международные документы о борьбе с терроризмом. Четыре государства ввели в действие всеобъемлющие меры по пресечению вербовки террористов. Пять создали в своей правовой системе адекватные механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.

Противодействие финансированию терроризма

119. Пять государств ввели уголовную ответственность за финансирование терроризма. В семи государствах имеются законы о борьбе с отмыванием денег. В шести государствах существуют функционирующие группы финансовой разведки. Лишь в одном государстве предусматривается перечень мер, регламентирующих передачу финансовых средств с использованием неофициальных систем перевода денег, в то же время в трех других принимаются определенные меры контроля. В большинстве государств возможности незамедлительно блокировать средства и активы, связанные с терроризмом, являются незначительными. Ни одно из государств не принимает адекватных мер по защите некоммерческих организаций от использования в целях финансирования терроризма.

Пограничный контроль

120. Шесть государств приняли меры по обеспечению контроля за удостоверениями личности и проездными документами, в то же время двум необходимо повысить степень защиты документов и свою способность выявлять поддельные документы. Проверка лиц, совершающих поездки, по национальным и международным базам данных действенно осуществляется только в четырех государствах, лишь частично - в еще одном и вообще не осуществляется тоже в одном. Два государства не представили данных в этом отношении. Информация по четырем государствам является недостаточной для оценки того, осуществляются ли меры по защите системы предоставления убежища, в то же время три государства сообщили, что такие меры осуществляются в полном объеме, а еще одно сообщило об их частичном осуществлении. Что касается международных стандартов в отношении таможенных процедур и обеспечения безопасности, то показатели исполнения являются низкими - лишь три государства сообщили о частичном применении таких стандартов. Аналогичная картина наблюдается и в сфере авиационной безопасности. Стандарты безопасности на море частично соблюдаются лишь двумя из семи государств, имеющих морские границы. Для проведения надлежащей оценки в этих областях требуется дополнительная информация. Лишь три государства располагают достаточной нормативной базой и механизмами пограничного контроля для предотвращения незаконного передвижения людей через границы, два другие обладают определенным потенциалом в этом плане. Четыре государства разработали политику и меры по борьбе с оборотом оружия и взрывчатых веществ, двумя принимаются определенные меры, а у одного потенциал в этой области вообще отсутствует.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

121. Семь государств субрегиона, полностью или частично, разработали стратегии, создали учреждения и наладили межучрежденческие связи, необходимые для ведения борьбы с терроризмом. Два государства создали в структуре своих правоохранительных ведомств специализированные подразделения по борьбе с терроризмом, еще пять предприняли шаги в этом направлении. Почти все государства сообщают о принятии важных законов по вопросам о контроле за оружием и его производством.

Международное сотрудничество

122. В семи государствах имеются адекватные положения о взаимной правовой помощи и обмене информации. Показатели ратификации международных документов высоки во всем субрегионе - все государства ратифицировали десять или более документов. Уровень сотрудничества с европейскими государствами высок, но в то же время остается низким в пределах Юго-Восточной Европы, главным образом вследствие политической напряженности.

Общие замечания

123. Несмотря на то что субрегион пережил в последнее время сложный исторический период, большинство государств успешно продвигаются вперед в большинстве областей контртеррористической деятельности, включая разработку законодательных норм и финансовых положений и международное сотрудничество, исключение составляют лишь одно или два государства, которым необходимо улучшить свои показатели. В то же время информации, представленной многими государствами, было недостаточно для проведения надлежащей оценки во многих областях пограничного контроля и внутренней безопасности/правоохранительной деятельности. В целом недостаточная эффективность пограничного контроля и слабость правоохранительного потенциала вызывают озабоченность, особенно с учетом серьезности проблем оборота оружия и торговли людьми в этом субрегионе.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

124. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

а) поощрять государства к наращиванию потенциала своих органов прокуратуры и судебных органов с целью налаживания эффективной борьбы с серьезными преступлениями, включая террористические акты, и обеспечению профессиональной подготовки сотрудников этих органов;

b) содействовать созданию необходимых региональных механизмов международного сотрудничества в области уголовного производства;

c) вести подготовку персонала соответствующих судебных органов и органов прокуратуры по вопросам международного сотрудничества;

d) поощрять государства к укреплению безопасности границ в пунктах въезда в целях предотвращения незаконного перемещения через границу людей, товаров и оружия/взрывчатых веществ, а также валютных средств и других платежных средств на предъявителя.