Действующий

Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Доклад Контртеррористического комитета

Восточная Европа
     
     (Беларусь, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Российская Федерация, Словакия, Украина, Чешская Республика и Эстония)
     
     Области оценки
     
     Законодательство


125. Шесть государств данного субрегиона располагают адекватным законодательством, охватывающим все соответствующие террористические преступления, и девять приняли всеобъемлющие меры по пресечению вербовки террористов. Все государства создали в своей законодательной системе адекватные механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.

Противодействие финансированию терроризма

126. Всеми государствами, кроме двух, приняты по меньшей мере отдельные правовые положения, предусматривающие уголовную ответственность за финансирование терроризма. Законы о борьбе с отмыванием денег приняты во всех государствах, и во всех, кроме одного, имеются функционирующие группы финансовой разведки. Четырьмя государствами осуществляется ряд мер контроля за переводом финансовых средств с использованием каналов неофициальных систем денежных переводов, четырьмя другими принимаются определенные меры. Большинство государств располагает ограниченными возможностями в плане безотлагательного замораживания средств и активов, связанных с терроризмом, несмотря на то что некоторые государства субрегиона добились значительного улучшения показателей исполнения в этой области. Кроме того, ни в одном государстве не принимается адекватных мер по защите некоммерческих организаций от использования в целях финансирования терроризма.

Пограничный контроль

127. Меры по обеспечению защиты проездных документов, выявлению поддельных удостоверений личности и проездных документов и проверке лиц, совершающих поездки, принимаются во всех 11 государствах. Процедуры предоставления убежища полностью защищены от незаконного использования террористами в девяти государствах, и частично - в одном. Меры и процедуры таможенной очистки и обеспечения безопасности грузов и соблюдения стандартов контроля действуют в 10 государствах. Международные стандарты авиационной безопасности введены в девяти государствах, для оценки положения в остальных двух представленной информации было недостаточно. Восемь из девяти государств, имеющих морские границы, внедрили международные стандарты безопасности портов и судов. Меры по предотвращению незаконного передвижения людей через границы осуществляются в восьми государствах, и девять государств обеспечивают эффективный мониторинг и контроль импорта и экспорта оружия и взрывчатых веществ.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

128. Все государства, за исключением одного, по которому отсутствует достаточная информация, разработали стратегии и создали институциональные структуры по борьбе с терроризмом. Во внутреннем аппарате безопасности всех государств созданы специализированные подразделения по борьбе с терроризмом. В общей сложности в 10 государствах проводится политика и принимаются меры, обеспечивающие мониторинг, регулирование и контроль производства, продажи и передачи оружия и взрывчатых веществ.

Международное сотрудничество

129. В большинстве государств действуют адекватные положения по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи. Во всех приняты процедуры обмена информацией. Государства данного субрегиона отличает высокий показатель ратификации международных документов о борьбе с терроризмом - все они ратифицировали десять или более таких документов.

Общие замечания

130. С учетом того, что большинство государств приняли необходимые законы о борьбе с терроризмом и являются участниками значительного числа международных документов о борьбе с терроризмом, задача в данном субрегионе заключается в осуществлении соответствующих законов и норм.

131. В целом данный субрегион разработал стратегии, процедуры и меры, необходимые для обеспечения адекватного уровня контроля в областях безопасности границ, иммиграционного и таможенного контроля. Тем не менее в нем по-прежнему сохраняется опасность контрабандного провоза оружия, взрывчатых веществ, товаров и людей, а также незаконной физической трансграничной перевозки валюты и других платежных средств на предъявителя.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

132. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

a) поощрять государства к укреплению потенциала их органов прокуратуры и судебных органов в плане принятия эффективных мер по борьбе с серьезными преступлениями, включая террористические акты;

b) поощрять государства субрегиона к использованию возможностей подготовки персонала правоохранительных органов и других возможностей подготовки кадров в целях повышения эффективности осуществления законов о борьбе с терроризмом;

с) поощрять непрерывную модернизацию технических систем в целях обеспечения соблюдения государствами усовершенствованных стандартов таможенной безопасности, защиты проездных документов и предотвращения незаконного провоза оружия/взрывчатых веществ, а также непрерывный мониторинг трансграничной перевозки валюты и других платежных средств на предъявителя.