Действующий

Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Доклад Контртеррористического комитета

С. Латинская Америка и Карибский бассейн
     
     (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго и Ямайка)
     
     Области оценки
     
     Законодательство


100. Все 21 государство данного субрегиона частично включили соответствующие террористические преступления в свою нормативно-правовую базу по борьбе с терроризмом. В шести государствах принимаются адекватные меры по пресечению вербовки террористов. В законодательной системе семи стран предусмотрены адекватные механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений, в пяти предприняты определенные шаги в этом направлении, и в отношении еще девяти государств достаточная информация отсутствует.

Противодействие финансированию терроризма

101. Шести государствам еще только предстоит ввести уголовную ответственность за финансирование терроризма. Законы о борьбе с отмыванием денег введены в действие, по крайней мере частично, в 20 государствах. В общей сложности в 11 государствах существуют функционирующие группы финансовой разведки. Лишь в одном государстве приняты адекватные меры по регулированию передачи финансовых средств по каналам неофициальных систем денежных переводов. Большинство государств располагает недостаточными возможностями в плане замораживания средств и активов, связанных с терроризмом, хотя ряд государств и достигли прогресса в этой области. Ни одно из государств субрегиона не принимает адекватных мер по недопущению использования некоммерческих организаций для целей финансирования терроризма.

Пограничный контроль

102. Меры по выявлению поддельных проездных документов приняты в 11 государствах, наряду с этим сохраняется необходимость повышения степени защищенности и надежности процесса выдачи удостоверений личности и проездных документов. Еще четыре государства располагают определенным потенциалом в этой области. Семью государствами приняты процедуры и разработаны методы эффективной проверки лиц, совершающих поездки, по национальным и международным базам данных. Четыре государства разработали меры по предотвращению неправомерного использования процедур предоставления убежища. Девять стран приняли определенные меры по обеспечению безопасности грузов и внедрили международные стандарты и процедуры. Международные нормы авиационной безопасности введены в действие в трех государствах и частично применяются еще в шести. По остальным государствам информация, касающаяся этих областей, отсутствует. Не хватает данных и в области морской безопасности - соответствующую информацию представили лишь семь государств. Пятью из них введены в действие международные стандарты, а еще двумя приняты определенные меры. Как представляется, лишь три государства осуществили в полном объеме все меры по предотвращению незаконного перемещения людей через границу, семь других осуществили такие меры частично. Одиннадцать государств ввели в действие определенные меры контроля в целях пресечения контрабандных поставок оружия и взрывчатых веществ.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

103. В шести государствах имеются адекватные институциональные структуры и осуществляется межучрежденческая координация в решении проблем контртеррористической деятельности, в еще девяти приняты определенные стратегии и процедуры. Как представляется, специализированные подразделения по борьбе с терроризмом созданы в правоохранительных органах лишь трех государств региона. В отношении всех государств, кроме двух, требуется дополнительная информация о принятых ими имплементационных мерах по регулированию производства, продажи и поставок оружия и взрывчатых веществ.

Международное сотрудничество

104. В шести государствах приняты всеобъемлющие национальные законы по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи. В общей сложности 13 государств ввели процедуры, касающиеся обмена информацией, а четырнадцать государств ратифицировали 10 или более международных документов о борьбе с терроризмом.

Общие замечания

105. Общее положение с принятием мер по борьбе с финансированием терроризма улучшилось во всем субрегионе, вместе с тем по-прежнему сохраняются и недостатки, касающиеся, в частности, разработки механизмов блокирования, средств регулирования деятельности альтернативных систем перевода денег и мониторинга деятельности некоммерческих организаций. Потенциал в областях пограничного контроля и правоприменительной деятельности, как представляется, слаб, хотя благодаря проведению чемпионата мира по крикету в Карибском бассейне в 2007 году, похоже, удалось добиться определенного улучшения положения в этих областях. В целом считается, что угроза терроризма в субрегионе невелика.

106. Наличие в субрегионе проблемы оборота оружия и наркотиков свидетельствует о слабости пограничного контроля, в этой связи растет обеспокоенность по поводу того, что это может быть использовано террористическими сетями в своих интересах.

107. Недостаточно полное представление отчетности государствами по многим областям правоприменительной деятельности и пограничного контроля затруднило проведение оценки того, приняты ли меры по борьбе с терроризмом и обеспечивается ли их эффективное осуществление. К государствам обращается настоятельный призыв представить данные о разрабатываемых и используемых в этих областях стратегиях и механизмах контроля.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

108. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

a) поощрять государства к принятию мер по предотвращению незаконного использования неофициальных сетей, через которые осуществляются денежные переводы трудящихся, для целей финансирования терроризма;

b) поощрять государства к принятию адекватных мер по защите их некоммерческих секторов от незаконного использования в целях финансирования терроризма и укреплению их потенциала по блокированию средств и активов, связанных с терроризмом;

c) поощрять государства к укреплению безопасности границ в пунктах въезда с целью воспрепятствовать незаконному трансграничному перемещению лиц, товаров и оружия/взрывчатых веществ, а также физической трансграничной перевозке валюты и других платежных средств на предъявителя.