Действующий

Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Доклад Контртеррористического комитета

Западная Азия
     
     (Бахрейн, Иордания, Ирак, Иран (Исламская Республика), Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Сирийская Арабская Республика)
     
     Области оценки
     
     Законодательство


91. Два из 12 государств данного субрегиона надлежащим образом инкорпорировали преступления, предусматриваемые в международных документах о борьбе с терроризмом, в свою внутреннюю правовую систему, и восемь сделали это частично. Шесть государств приняли адекватные меры по пресечению вербовки террористов и предусмотрели в своей законодательной системе механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.

Противодействие финансированию терроризма

92. Три государства надлежащим образом ввели уголовную ответственность за финансирование терроризма, четыре других приняли определенные правовые положения, затрагивающие эту проблему. В девяти государствах принят закон о борьбе с отмыванием денег, в восьми существует функционирующая группа финансовой разведки. Шесть приняли ряд мер по регулированию деятельности альтернативных систем денежных переводов, в четырех других приняты определенные меры. Лишь несколько государств региона в значительной степени способны безотлагательно блокировать средства и активы, связанные с терроризмом. Ни одно из государств не принимает адекватных мер по защите некоммерческих организаций от использования в целях финансирования терроризма, хотя определенные меры в этом плане принимает большинство государств.

Пограничный контроль

93. В общей сложности десять государств способны либо в полной мере, либо частично контролировать выдачу удостоверений личности и проездных документов, а также могут выявлять поддельные или фальсифицированные документы. Пять государств способны обеспечить адекватную проверку лиц, совершающих поездки, еще в шести действуют определенные процедуры. Пять государств приняли частичные меры по защите от незаконного использования процедуры предоставления убежища, в двух соответствующие меры контроля осуществляются в полном объеме. Международные стандарты и процедуры таможенной очистки и обеспечения безопасности грузов в полной мере внедрены лишь в одном государстве и частично - в шести. Что касается авиационной безопасности, то лишь одно государство полностью внедрило международные стандарты в этой области, впрочем, еще пять обеспечили их частичное внедрение. Международные стандарты безопасности портов и судов частично внедрены тремя государствами и в полном объеме - лишь одним. Шесть государств приняли частичные меры по предотвращению незаконного передвижения людей через границы, одно еще не разработало соответствующих законов и процедур, а остальные пять не предоставили информации. Что касается контрабанды оружия и взрывчатых веществ, то все государства, кроме четырех, представили информацию, свидетельствующую о том, что у них имеются определенные возможности по отслеживанию и контролю ввоза и вывоза оружия и взрывчатых веществ.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

94. Все государства, кроме одного, по которому информация отсутствует, разработали стратегии и институциональные структуры по борьбе с терроризмом, к тому же в них обеспечивается либо полная, либо частичная координация деятельности правоохранительных органов, занимающихся вопросами борьбы с терроризмом. Пять государств создали в правоохранительных органах специализированные подразделения по борьбе с терроризмом, три предприняли шаги в этом направлении. Все государства приняли меры по регулированию производства, продажи и передачи оружия и взрывчатых веществ, однако лишь четыре обеспечили полное осуществление таких мер.

Международное сотрудничество

95. Три государства приняли всеобъемлющие национальные законы по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи, в то же время еще три государства не сделали этого. Остальные полагаются на многосторонние и двусторонние договоры, и это может в некоторых обстоятельствах ограничивать их возможности в плане позитивного реагирования на такие просьбы от значительного числа государств. Три государства внедрили адекватные процедуры обмена информацией, в то же время восемь приняли частичные меры. Показатели ратификации международных документов о борьбе с терроризмом высоки: восемь государств ратифицировали по меньшей мере десять таких документов.

Общие замечания

96. Государства субрегиона Западной Азии пережили большое число террористических нападений. Они приняли существенные меры по исправлению положения, в частности укрепив свое контртеррористическое законодательство. С учетом сохраняющейся в некоторых районах нестабильности и обусловленного этим перемещения людей через границы необходимо прежде всего укрепить пограничный контроль, обеспечить проверку лиц, совершающих поездки, и пресечь контрабандные поставки оружия.

97. С учетом больших объемов международных денежных переводов трудящихся в данном субрегионе и характерного для региона использования неофициальных, небанковских механизмов перевода средств одна из приоритетных задач заключается в принятии мер по регулированию деятельности альтернативных систем денежных переводов. Приоритетное значение имеют также меры по предотвращению незаконного использования некоммерческих организаций.

98. Непредставление данных по вопросам правоохранительной деятельности и пограничного контроля не позволило провести оценку того, приняты ли меры по борьбе с терроризмом и обеспечивается ли их эффективное осуществление. Государствам настоятельно предлагается представить информацию о разрабатываемых и используемых в этих областях стратегиях и механизмах контроля.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

99. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

a) поощрять принятие законодательства в целях полного осуществления международных документов о борьбе с терроризмом в масштабах всего субрегиона;

b) поощрять государства к принятию мер по пресечению незаконного использования неофициальных сетей перевода средств трудящихся для целей финансирования терроризма;

c) поощрять государства к принятию адекватных мер по защите их некоммерческого сектора от незаконного использования в целях финансирования терроризма.