Действующий

Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Доклад Контртеррористического комитета

Южная Азия
     
     (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланка)
     
     Области оценки
     
     Законодательство


75. Лишь одно из восьми государств данного субрегиона располагает адекватным законодательством, охватывающим все соответствующие террористические преступления. Четыре государства приняли законы, охватывающие лишь некоторые из террористических преступлений. Четыре государства приняли специальные меры в целях пресечения вербовки террористов. Три государства предусмотрели в своей законодательной системе адекватные механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений, два не сделали этого.

Противодействие финансированию терроризма

76. Четыре государства в той или иной мере ввели уголовную ответственность за финансирование терроризма. Три приняли законы о борьбе с отмыванием денег. Лишь в двух созданы группы финансовой разведки, и тремя приняты определенные меры по регулированию перевода финансовых средств с использованием каналов неофициальных систем денежных переводов. Большинство государств располагают ограниченными возможностями в плане безотлагательного замораживания средств и активов, и ни одно из государств не принимает адекватных мер по защите некоммерческих организаций от использования в целях финансирования терроризма.

Пограничный контроль

77. Был достигнут прогресс в иммиграционной области, особенно в том, что касается соблюдения режима безопасности при выдаче удостоверений личности и проездных документов, а также методов выявления поддельных удостоверений личности и проездных документов. Три государства приняли действенные меры в этих областях, в двух такие меры приняты частично. Проверка лиц, совершающих поездки, по международным базам данных осуществляется в полном объеме тремя государствами и еще тремя - частично. Что касается области предоставления убежища, то ни одно из государств не сообщило о принятии адекватных мер. Международные стандарты и процедуры прохождения таможенной очистки и обеспечения безопасности грузов внедрены в двух государствах и частично - еще в трех. В области авиационной безопасности лишь одно государство внедрило международные стандарты, четыре других приняли частичные меры. Международные стандарты безопасности портов и судов внедрены лишь одним государством, вместе с тем еще тремя приняты некоторые меры в этом плане.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

78. В семи государствах созданы институциональные структуры по реализации контртеррористических стратегий. Правоохранительные органы в двух государствах обеспечивают высокий уровень координации работы, в пяти государствах обеспечивается координация определенных видов деятельности. Наряду с этим, лишь два государства создали специализированные подразделения по борьбе с терроризмом и два других работают над созданием таких подразделений. Семь государств ввели определенные меры по отслеживанию, регулированию и контролю производства, продажи и оборота оружия и взрывчатых веществ.

Международное сотрудничество

79. В четырех государствах созданы действенные правовые системы обеспечения взаимной правовой помощи и выдачи, однако ни одно из государств не располагает адекватными механизмами, которые позволяли бы на оперативной и эффективной основе обмениваться информацией с международными партнерами. Пять государств ратифицировали десять или более международных документов о борьбе с терроризмом.

Общие замечания

80. Государства Южной Азии значительно пострадали от проблемы терроризма, во всех них созданы контртеррористические механизмы. Вместе с тем, отсутствие конкретных законов о борьбе с терроризмом ограничивает эффективность деятельности этих механизмов. Необходимо усовершенствовать финансовые положения, укрепить потенциал правоохранительных органов и повысить эффективность международного сотрудничества, особенно если ставится задача устранения этой угрозы на всеобъемлющей основе.

81. Озабоченность вызывает также расширение связей между организованной преступностью и терроризмом в данном субрегионе, особенно с учетом того, что он находится вблизи двух крупнейших в мире регионов-производителей наркотиков. Эти связи еще более повышают уязвимость субрегиона к проблемам торговли людьми и контрабанды оружия.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

82. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

а) поощрять принятие всеми государствами всеобъемлющих и согласованных контртеррористических правовых рамок, что способствовало бы осуществлению юридически обоснованных и последовательных стратегий борьбы с терроризмом;

b) поощрять государства к принятию адекватных мер по защите их некоммерческого сектора от незаконного использования в целях финансирования терроризма;

c) поощрять государства к проведению обзора процедур приема беженцев/предоставления убежища, с тем чтобы можно было удостовериться в том, что лица, ищущие убежища, не совершали террористических актов, при обеспечении наряду с этим того, чтобы процедуры отказа во въезде и высылки соответствовали международным стандартам прав человека.