Области оценки
Законодательство
65. Пять из 11 государств субрегиона Юго-Восточной Азии приняли всеобъемлющее контртеррористическое законодательство, обеспечивающее адекватный охват террористических преступлений, шесть других приняли законы, охватывающие часть таких преступлений. Три государства приняли адекватные меры по борьбе с вербовкой террористов, еще шесть не сделали этого. Пять государств предусмотрели в своей законодательной системе адекватные механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.
Противодействие финансированию терроризма
66. Пять государств приняли законы, устанавливающие уголовную ответственность за финансирование терроризма, а законы о борьбе с отмыванием денег действуют в настоящее время в девяти государствах. В шести государствах существуют функционирующие группы финансовой разведки. Несколько государств добились прогресса в деле укрепления потенциала, позволяющего замораживать средства террористов и активы, связанные с терроризмом, хотя картина осуществления соответствующих положений в регионе является неоднородной. Ни одно из государств не принимает адекватных мер по защите некоммерческого сектора от использования в целях финансирования терроризма.
Пограничный контроль
67. Восемь государств данного субрегиона создали действующие или частично действующие механизмы контроля за выдачей удостоверений личности и проездных документов и выявления поддельных документов. Лишь одно государство обеспечивает адекватную проверку лиц, совершающих поездки, с использованием имеющихся контртеррористических баз данных, в пяти других действуют определенные процедуры. Принимаемые меры по недопущению противозаконного использования процедур предоставления убежища являются недостаточными, адекватные меры приняты лишь одним государством, еще два приняли частичные меры. Международные стандарты в отношении таможенных процедур и обеспечения безопасности внедрены в двух государствах и частично - еще в четырех. Отсутствие достаточной информации не позволяет провести оценку по остальным пяти. Ни одно государство в полной мере не соблюдает международные стандарты авиационной безопасности, и лишь четыре частично ввели их в действие. По шести государствам информация в данной области отсутствует. Лишь одно государство внедрило международные стандарты безопасности на море, хотя определенные усилия в этом плане были предприняты семью государствами. Лишь одно государство в полной мере осуществило меры по предотвращению незаконного перемещения людей через границы, тогда как в остальных идет процесс разработки соответствующих законов и процедур. Задачи выявления и предотвращения оборота оружия и взрывчатых веществ достаточно успешно решаются во всем субрегионе, при этом семь государств в полном или частичном объеме создали соответствующие механизмы контроля.
Национальные службы безопасности и правоохранительные органы
68. По меньшей мере шесть государств обеспечивают достаточную координацию деятельности своих правоохранительных органов в целях выработки слаженных стратегий борьбы с потенциальными угрозами. Шесть государств уже создали специализированные контртеррористические подразделения, работа по созданию еще одного такого подразделения ведется в настоящее время. Законы о производстве и передаче оружия и взрывчатых веществ отвечают предъявляемым требованиям во всем субрегионе, хотя одно государство еще не предоставило достаточной информации. Вместе с тем представление дополнительной информации о правоохранительных мерах, принимаемых в целях обеспечения эффективного контроля над производством, продажей и передачей оружия и взрывчатых веществ, позволило бы полнее оценить положение в этой области.
Международное сотрудничество
69. Пять государств субрегиона приняли законы, предусматривающие выдачу террористов, и шесть создали эффективные механизмы обмена информацией. Четыре государства ратифицировали 10 или более международных документов о борьбе с терроризмом, в то же время одно не является участником ни одного из таких документов.
Общие замечания
70. Этот субрегион становился в последние годы мишенью крупных террористических нападений, однако добился прогресса в борьбе с этой угрозой на основе осуществления различных законодательных инициатив, принятия соответствующих мер судебными органами, полицией и вооруженными силами и проведения просветительских мероприятий. Региональное сотрудничество в деле борьбы с терроризмом окрепло благодаря созданию ряда механизмов и разработке ряда процедур, включая принятие в 2007 году Конвенции АСЕАН о борьбе с терроризмом.
71. Угроза сохраняется, и существуют факторы уязвимости в сфере пограничного контроля и борьбы с финансированием терроризма. Существенную проблему представляет собой отсутствие прямого доступа к международной контртеррористической информации во время проверки лиц, совершающих поездки, при их въезде или выезде из государств данного субрегиона.
72. Налицо существенные недостатки в деле осуществления международных стандартов авиационной безопасности, безопасности на море и безопасности грузов, что повышает риск терроризма.
73. Для многих государств субрегиона характерно то, что расчеты в них производятся в основном наличными, и/или они получают значительное число денежных переводов от трудящихся-мигрантов из-за рубежа. Оба эти фактора повышают опасность отвлечения средств на финансирование терроризма посредством физической трансграничной доставки валюты и других расчетных средств на предъявителя, а также путем использования неофициальной передачи денег и ценностей по каналам альтернативных систем перевода средств.
Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета
74. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:
a) содействовать разработке носящих всеобъемлющий и последовательный характер контртеррористических правовых рамок, охватывающих меры по пресечению вербовки террористов;
b) поощрять государства, которые еще не ввели уголовную ответственность за финансирование терроризма, к тому, чтобы это было сделано в безотлагательном порядке, к принятию адекватных мер по защите своего некоммерческого сектора от незаконного использования в целях финансирования терроризма и к отслеживанию трансграничной перевозки валюты и других платежных средств;
с) оказывать государствам помощь в расширении доступа к международным контртеррористическим базам данных и базам данных правоохранительных учреждений, соответствующим спискам и уведомлениям в целях повышения эффективности процедур проверки пассажиров, повышения степени защиты проездных документов и повышения эффективности мер по предотвращению незаконного перемещения людей, товаров и оружия.