Действующий

Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Доклад Контртеррористического комитета

Западная и Центральная Африка
     
     (Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Кабо-Верде, Камерун, Конго, Кот-д'Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Центральноафриканская Республика, Чад и Экваториальная Гвинея)     



     Области оценки     



     Законодательство


38. Из 23 государств Западной и Центральной Африки 16 частично инкорпорировали преступления, предусматриваемые в международных документах о борьбе с терроризмом, в свое внутреннее право, пять не сделали этого, а в отношении остальных двух не имеется достаточной информации. Три государства приняли адекватные меры по пресечению вербовки террористов, в девяти действуют частичные меры. В законодательной системе четырех государств предусмотрены адекватные механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений, однако в отношении большинства государств информации по данному вопросу недостаточно.

Противодействие финансированию терроризма

39. Лишь одно государство приняло закон, предусматривающий уголовную ответственность за финансирование терроризма, в то же время семь других приняли определенные правовые положения, касающиеся данного вопроса. В общей сложности в 12 государствах действуют законы о борьбе с отмыванием денег. В то же время лишь в двух созданы группы финансовой разведки. Информация относительно регулирования деятельности альтернативных систем денежных переводов в 14 государствах отсутствует. Возможности незамедлительно блокировать средства и активы, связанные с терроризмом, являются ограниченными в большинстве государств, тогда как в шести вообще не принимается никаких мер в этом плане. Принятие адекватных мер по защите некоммерческих операций от использования в целях финансирования терроризма не обеспечивается ни одним государством, хотя восемь государств и принимают определенные меры в этом отношении.

Пограничный контроль

40. В общей сложности 13 государств внедрили определенные процедуры и методы эффективной проверки лиц, совершающих поездки, с использованием имеющихся баз данных по борьбе с терроризмом. Определенные меры приняты в области выявления поддельных проездных документов в 16 государствах, однако степень надежности и целостности процедур выдачи удостоверений личности и проездных документов необходимо повысить. Меры по предотвращению неправомерного использования процедур предоставления убежища в полном объеме разработаны и применяются в девяти государствах, а на частичной основе - еще в трех. Необходимо активизировать работу в области таможни, включая повышение степени безопасности грузов и осуществление международных стандартов и процедур, - с учетом того, что лишь 14 государств обеспечили частичное соблюдение предъявляемых требований, а по 9 информации недостаточно. Подобным образом, международные стандарты авиационной безопасности лишь частично внедрены в 12 государствах, а по остальным 11 информация отсутствует. По 10 из 17 государств, имеющих морские границы, информация отсутствует, а остальные семь сообщили лишь о частичном осуществлении мер по обеспечению безопасности портов и судов. Ни одно из государств не приняло всех необходимых мер для предотвращения незаконного передвижения людей через границу, хотя девять приняли частичные меры. В общей сложности 18 государств сообщили либо о полном, либо о частичном создании механизмов контроля в целях выявления и предотвращения оборота оружия и взрывчатых веществ.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

41. Семь государств еще не представили достаточной информации, наряду с этим 16 сообщили о создании институциональных структур по реализации контртеррористических стратегий. Лишь в двух государствах полностью координируется деятельность правоохранительных органов, наряду с этим еще 14 сообщили об определении уровня межучрежденческой координации. Известно, что подразделения по борьбе с терроризмом созданы в структуре правоохранительных органов шести государств субрегиона, другие шесть предприняли шаги в этом направлении. Все 18 государств, представивших данные об импорте и экспорте оружия, предприняли определенные шаги по регулированию производства, продажи и передачи оружия и взрывчатых веществ.

Международное сотрудничество

42. В двух государствах приняты всеобъемлющие внутренние законы о взаимной правовой помощи и выдаче, тогда как остальным необходимо укрепить свою внутреннюю нормативно-правовую базу для повышения эффективности сотрудничества по уголовным делам. В общей сложности в 19 государствах действуют определенные процедуры обмена информацией. Весьма существенны различия в показателях ратификации международных документов о борьбе с терроризмом: 12 государств ратифицировали по меньшей мере 10 из таких документов, тогда как четыре государства ратифицировали пять или меньше документов.

Общие замечания

43. Большинство государств представили относительно полные данные о принятии законодательных актов и финансовых положений, в то время как данных об их практическом осуществлении, в том числе в областях правоприменительной деятельности и пограничного контроля, было представлено меньше. Тем не менее представляется очевидным, что факторы большой протяженности морских и пористости сухопутных границ в некоторых государствах будут по-прежнему серьезно затруднять усилия всех государств региона в области пограничного контроля.

44. Во всех государствах субрегиона расчеты производятся в основном наличными, и это повышает опасность финансирования терроризма через посредство физической трансграничной перевозки валюты и других платежных средств на предъявителя, а также неофициальной передачи денег и ценностей с использованием альтернативных систем денежных переводов.

45. Одна из общих для государств данного субрегиона особенностей заключается в отсутствии технических и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения требований резолюции в полном объеме. С учетом этого, а также ввиду того, что многие проблемы являются одинаковыми для всех государств, возможно, эффективнее было бы заниматься вопросами удовлетворения потребностей в технической помощи в отдельных областях на коллективной основе.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

46. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

a) содействовать созданию национальных контртеррористических правовых рамок, носящих всеобъемлющий и последовательный характер и охватывающих все террористические преступления, предусматриваемые в международных документах о борьбе с терроризмом;

b) поощрять государства к укреплению безопасности границ в пунктах въезда с целью воспрепятствовать незаконному перемещению через границу людей, товаров и оружия/взрывчатых веществ, а также валюты и других платежных средств на предъявителя;

c) содействовать принятию более эффективных внутренних мер контроля за оружием и взрывчатыми веществами.