Действующий

Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Доклад Контртеррористического комитета

Южная часть Африки
     
     (Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Маврикий,
     
     Малави, Намибия, Свазиленд и Южная Африка)     



     Области оценки     



     Законодательство


28. Из десяти государств данного субрегиона лишь два располагают всеобъемлющими контртеррористическими правовыми рамками, обеспечивающими включение соответствующих террористических преступлений в систему внутреннего права. Четыре государства частично инкорпорировали такие преступления, еще три не сделали этого вообще. Тремя государствами приняты адекватные меры по пресечению вербовки террористов и шестью приняты частичные меры. Три государства предусмотрели в своих законодательных системах механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.

Противодействие финансированию терроризма

29. Лишь два государства ввели уголовную ответственность за финансирование терроризма, однако еще два приняли определенные правовые положения, направленные на решение этого вопроса. Законы по борьбе с отмыванием денег в настоящее время действуют в шести государствах. В двух государствах существуют функционирующие группы финансовой разведки. Лишь одно государство приняло комплекс мер с целью регламентировать передачу финансовых средств с использованием каналов неофициальных систем денежных переводов. Ряд государств принимают меры по незамедлительному замораживанию средств и активов, связанных с терроризмом, однако потенциал в этом плане в целом остается в масштабах всего субрегиона ограниченным. Ни одно государство не принимает адекватных мер по обеспечению защиты некоммерческих организаций от использования в целях финансирования терроризма, в то же время определенные меры в этом плане принимаются шестью государствами.

Пограничный контроль

30. Одно государство внедрило процедуры и методы действенной проверки лиц, совершающих поездки, и восемь государств сделали это частично. Восемь государств ввели в практику определенные меры выявления поддельных проездных документов, несмотря на это контроль за процедурой выдачи удостоверений личности и проездных документов следует усилить. Лишь одно государство приняло полномасштабные меры по обеспечению того, чтобы лица, ищущие убежища, и беженцы не совершали террористических актов, хотя определенные механизмы контроля созданы в восьми государствах. Шесть государств приняли определенные меры по обеспечению безопасности грузов и ввели международные меры таможенной очистки и стандарты контроля. Международные стандарты авиационной безопасности на частичной основе применяются в шести государствах, однако стандарты безопасности на море внедрили лишь два государства. Девять государств на частичной основе осуществляют меры по предотвращению незаконного передвижения людей через границу. Семь на частичной основе приняли меры по предотвращению контрабанды оружия и взрывчатых веществ, и в одном создан полномасштабный потенциал.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

31. В двух государствах созданы институциональные структуры и разработаны стратегии для решения проблем, связанных с терроризмом, еще в трех необходимые структуры созданы частично. Координация между правоохранительными органами эффективно осуществляется в двух государствах и обеспечивается в определенной степени еще в трех. Два государства создали специализированные подразделения по борьбе с терроризмом, и еще два предприняли определенные шаги в этом направлении. Три государства приняли адекватные меры по регулированию производства, продажи и передачи оружия и боеприпасов, тогда как шесть государств приняли частичные меры.

Международное сотрудничество

32. Два государства ввели всеобъемлющие внутренние законы о взаимной правовой помощи и выдаче и приняли адекватные процедуры обмена информацией. В остальных эти меры осуществлены частично. Картина ратификации международных документов о борьбе с терроризмом является весьма неоднородной: четыре государства ратифицировали по меньшей мере 10 таких документов, тогда как три государства ратифицировали четыре документа или меньше.

Общие замечания

33. Все государства южной части Африки приняли определенное число соответствующих законодательных и иных мер по борьбе с терроризмом. Однако ясность в вопросе о том, насколько эффективно осуществляются эти меры, отсутствует. Показатели ратификации международных документов о борьбе с терроризмом в целом являются низкими (за рядом достойных внимания исключений).

34. С учетом этого существует необходимость поощрять процесс ратификации в субрегионе и добиваться, чтобы ратифицированные документы были полностью инкорпорированы во внутреннее право.

35. Во всех государствах субрегиона расчеты производятся преимущественно наличными, и это повышает опасность финансирования терроризма посредством физической трансграничной перевозки валюты и других платежных средств на предъявителя, а также неофициальной передачи денег и ценностей с использованием альтернативных систем денежных переводов.

36. Большая протяженность морских и сухопутных границ будет по-прежнему оставаться фактором, серьезно затрудняющим осуществление усилий по обеспечению пограничного контроля в некоторых государствах.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

37. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

а) поощрять принятие международных документов о борьбе с терроризмом и законодательных мер в целях всеобъемлющего осуществления международных документов о борьбе с терроризмом в масштабах всего субрегиона;

b) поощрять государства к отслеживанию физической трансграничной перевозки валюты и других платежных средств на предъявителя;

c) способствовать более широкому использованию инструментов проверки лиц, совершающих поездки, и проездных документов и соответствующих баз данных и поощрять принятие мер по укреплению надежности и целостности процедур выдачи удостоверений личности и проездных документов.