Области оценки
Законодательство
18. Из 13 государств субрегиона Восточной Африки два создали всеобъемлющие правовые рамки для принятия мер по борьбе с терроризмом и обеспечили адекватное включение преступлений, предусмотренных в международных документах о борьбе с терроризмом, в свое внутреннее право. Шесть других частично инкорпорировали эти преступления, а еще пять государств не инкорпорировали их вообще. В пяти государствах действуют адекватные меры по борьбе с вербовкой террористов, четыре таких мер не принимали. Четыре государства предусмотрели в своей законодательной системе адекватные механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.
Противодействие финансированию терроризма
19. Два государства ввели уголовную ответственность за финансирование терроризма, еще пять приняли определенные правовые положения, направленные на решение этой проблемы. Законы о борьбе с отмыванием денег приняты в шести государствах, однако лишь в двух из них существует функционирующая группа финансовой разведки. Ни одним из государств субрегиона не принято мер с целью предотвратить использование неофициальных переводов средств для целей финансирования терроризма, хотя в шести и созданы определенные механизмы контроля. Ни одно из государств не обладает потенциалом, позволяющим незамедлительно замораживать средства или активы, связанные с терроризмом, хотя некоторые государства и добились прогресса в работе над этим вопросом. Ни одно из государств не принимает адекватных мер по защите некоммерческих организаций от использования в целях финансирования терроризма, хотя восьмью из них и принимаются определенные меры в этом плане.
Пограничный контроль
20. Одно государство в полной мере внедрило действенные процедуры и методы досмотра лиц, совершающих поездки, и девять государств внедрили такие процедуры частично. В 10 государствах приняты определенные меры по выявлению поддельных проездных документов, однако степень безопасности и целостности процедур выдачи удостоверений личности и проездных документов необходимо повысить. Меры по недопущению неправомерного использования процедур предоставления убежища частично действуют лишь в пяти государствах. Шесть государств установили ряд соответствующих таможенных процедур и процедур проверки безопасности грузов, однако большинству еще лишь предстоит внедрить соответствующие международные стандарты и процедуры. Международные стандарты авиационной безопасности частично внедрены в пяти государствах, а международные стандарты безопасности на море применяются лишь четырьмя государствами. Десять государств частично осуществили меры по предотвращению незаконного передвижения людей через границу. Девять государств ввели определенные меры по выявлению и предотвращению контрабанды оружия и взрывчатых веществ, однако остается неясным, насколько эффективно осуществляются эти меры.
Национальные службы безопасности и правоохранительные органы
21. Пять государств частично разработали стратегии и институциональные структуры по борьбе с терроризмом, в них в определенной степени обеспечивается координация между правоохранительными органами, занимающимися контртеррористическими вопросами. Остальные восемь государств не предоставили достаточной информации для проведения оценки. Четыре государства создали в структуре правоохранительных органов специализированные подразделения по борьбе с терроризмом и три предприняли шаги в этом направлении. В общей сложности двенадцать государств приняли меры по регулированию производства, продажи и передачи оружия и взрывчатых веществ, хотя всеобъемлющее осуществление таких мер обеспечивается лишь двумя из них.
Международное сотрудничество
22. В 11 государствах законы, предусматривающие оказание взаимной правовой помощи и выдачу, либо вообще отсутствуют, либо носят ограниченный характер. Всеобъемлющие национальные законы по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи приняты одним государством. В четырех государствах таких законов нет, и это, возможно, ограничивает их способность позитивно реагировать на соответствующие запросы других государств. Лишь в одном государстве действуют адекватные процедуры обмена информацией, в то время как в 10 других принимаются частичные меры. Что касается показателей ратификации международных документов о борьбе с терроризмом, то они в значительной степени различаются по странам: семь государств ратифицировали по меньшей мере 10 из таких документов, тогда как одно вообще не ратифицировало ни одного, а еще одно ратифицировало только один документ.
Общие замечания
23. Восточная Африка становилась жертвой терроризма в прошлом, и в силу сохраняющейся политической нестабильности уровень террористической угрозы остается здесь высоким. Несмотря на это, большинство государств еще не приняли решительных законодательных и практических мер по вопросам борьбы с терроризмом. Государства обязаны представить информацию о своих законах и об их осуществлении, чтобы Комитет мог лучше оценить их непосредственные потребности и приоритеты.
24. Во всех странах данного субрегиона расчеты производятся в основном наличными, и в этой связи повышается опасность финансирования терроризма посредством физической трансграничной перевозки валюты и других платежных средств на предъявителя, а также неофициальной передачи денежных средств и ценностей с использованием каналов альтернативных систем денежных переводов.
25. С учетом политической нестабильности в некоторых частях данного субрегиона требуется активизировать меры по контролю за морскими и сухопутными границами, и в частности меры по предотвращению контрабанды оружия. В то же время, принимая во внимание большую протяженность сухопутных и морских границ, решение этой задачи будет по-прежнему представлять серьезную проблему для правительств стран субрегиона.
26. В силу непредставления государствами этого субрегиона данных, касающихся многих областей правоприменительной деятельности и пограничного контроля, провести оценку на предмет того, приняты ли в действительности меры по борьбе с терроризмом и обеспечивается ли их эффективное осуществление, не удалось. Государствам настоятельно предлагается представить Комитету данные о стратегиях и механизмах контроля, которые разрабатываются и применяются в этих областях.
Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета
27. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:
a) способствовать принятию национальных контртеррористических правовых рамок, которые носили бы всеобъемлющий и согласованный характер, и обеспечить включение в такие рамки всех террористических преступлений, предусматриваемых в международных документах о борьбе с терроризмом;
b) поощрять государства к отслеживанию физической трансграничной перевозки валюты и других платежных средств на предъявителя;
c) поощрять государства к активизации усилий по укреплению безопасности границ в пунктах въезда с целью воспрепятствовать незаконному перемещению через границу людей, товаров и оружия/взрывчатых веществ.