Первоначальным основанием выкупа земельного участка согласно статье 279 ГК РФ является наличие государственных либо муниципальных нужд. Указанное положение находится в противоречии с частью 2 ст.35 Конституции, которая предусматривает возможность принудительного изъятия имущества только для государственных нужд. Следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации для данного случая не содержит легального определения "государственных и муниципальных нужд". Вместе с тем, имеется и другая практика. Например, когда возникает необходимость поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, законодатель дает легальное определение этих нужд в Федеральном законе от 21 июля 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*.
______________
* Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21 июля 2005 // СЗ РФ. 2005. N 30. Ст.3105; 2007. 17. Ст.1929
Как замечает Г.Ф. Шершеневич: "Лишение лица принадлежащих ему прав должно иметь в основании веские соображения. Таким оправдывающим насилие мотивом может служить только общее благо, общеполезность предпринятой меры".*
______________
* Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - М., 1995. С. 273.
Г.Н. Андреева отмечает, что изъятие имущества, не оправдываемое существенным общественным интересам, воспринимается обществом как произвол и создает общую атмосферу вседозволенности государственных органов, даже если последние руководствуются благими намерениями*.
_____________
* См. Андреева Г.Н. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в Российской Федерации как публично-правовой институт: некоторые теоретико-методологические аспекты правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 13. С. 6.
Таким образом, в основе изъятия земельного участка лежит критерий "социальной потребности", "общественной необходимости", "общественных интересов". Еще М.В. Венецианов отмечал, что в основании всякой юридической нормы, как публичного, так и частного права, лежит идея общественного интереса, так как вообще право создается жизнью людей в обществе и цель его - сделать условия этой жизни наиболее удобными и благоприятными, по возможности, для всех членов общества. Однако идея общественного интереса одновременно и противополагается идее частного интереса, и совпадает с этой последней. Действительно, общество существует не само по себе, а ради членов, его составляющих; условия жизни в обществе должны быть удобными и благоприятными для отдельных частных лиц - следовательно, общественный интерес есть совокупность интересов частных лиц, составляющих данное общество. Но интересы частных лиц зачастую противоположны друг другу и могут идти в разрез с интересами всего общества; отсюда вытекает то общее правило, что при столкновении интересов частных лиц с интересами общества первые, как менее важные, уступают последним*.
_______________
* См.: Венецианов М.В. Экспроприация с точки зрения гражданского права. - Казань, типография Императорского университета. 1891.
Следует также отметить, что критерий "общественной необходимости" в настоящее время трансформируется в критерий "общественной полезности". Экспроприация, производимая исходя из соображений "полезности", а не "необходимости", стала в руках государства гораздо более гибким инструментом экономического вмешательства. Так, если первоначальная концепция отождествлялась исключительно с общественными работами (например, строительство путей сообщения), то в последствие стала распространяться на разнообразные публичные нужды (например, научные).*
________________
* См.: Безбах В.В. Право собственности в странах Латинской Америки. - М., 1989. С. 37.
Данный вывод подтверждается и анализом зарубежного законодательства. Так, в Испании изъятие земельного участка возможно, только если того требуют "общественная целесообразность или социальные интересы", в Швеции - "важные общественные интересы", в Италии - "общие интересы", в Португалии - "общественные интересы", в Германии - лишь в целях "общего блага"*, в США - "общественно-полезных целях".**
______________
* Конституции государств Европы. - М., 2001. Т. 3. С. 602.; Т. 2. С. 111, 767; Т. 1. С. 306, 585.
** См.: Галятин М.Ю. США: Правовое регулирование использования земли. - М., 1991. С. 40.
Принудительное изъятие участка у собственника в Польше допускается только в случаях, когда публичные цели не могут быть достигнуты иным способом, чем отчуждение права собственности в пользу Государственной казны или в пользу гмины. При этом перечень публичных надобностей включает: строительство и эксплуатацию публичных дорог и публичных средств связи, строительных сооружений в области охраны окружающей среды, зданий для публичных учреждений, строительство и эксплуатацию школ, больниц, домов социальных служб; строительство и эксплуатацию оборонных объектов, а также объектов обеспечения общественной безопасности, включая тюрьмы и колонии для несовершеннолетних и др.*
______________
* См.: Земельный участок: собственность, аренда и иные права в Российской Федерации и иностранных государствах / Под ред. В.В. Залесского. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006. С. 184 - 185.
Изъятие земельных участков только в интересах общества возможно и в Германии. Кроме того, цели изъятия должны быть вескими и четко определены законом. К ним относятся: строительство объектов общего пользования (к которым относятся дороги, аэропорты, объекты промышленности, транспорта, энергетики и др.), объектов социального назначения (в частности, домов престарелых, образовательных учреждений, учреждений культуры), сохранение облика городов и живописных местностей, обеспечение сохранности памятников природы и культуры, нужды безопасности и обороны, оптимизация границ земельных участков при проведении землеустройства, охрана природы, пресечение экологических правонарушений, недопущение нерационального использования земли, выбытие земли из хозяйственного оборота.*
________________
* См.: Герасин С.И. Изъятие земельных участков в общественных интересах по законодательству Германии // Государство и право. 2005. N 2. С. 60 - 62.
В Хорватии подобное отчуждение земельного участка возможно на возмездных началах в случаях проведения работ или возведении объектов хозяйственной инфраструктуры (в том числе автомобильных и железных дорог, энергетических и телекоммуникационных объектов, водохозяйственных сооружений). Принудительное изъятие земельных участков, если это отвечает интересам Хорватии и позволяет более эффективно использовать землю по сравнению с прежним состоянием, допускается на возмездных началах также при строительстве медицинских учреждений, объектов культурно-просветительного назначения, сооружений для нужд органов правосудия, армии и полиции, а также при разработке и эксплуатации недр.*
_______________