Для реализации поставленных целей и решения задач подпрограммы, достижения планируемых значений показателей и индикаторов предусмотрено выполнение комплекса мероприятий.
В рамках задачи, предусматривающей увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям (кроме автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров), предусмотрены мероприятия по реконструкции перегруженных движением участков автомобильных дорог, ликвидации грунтовых разрывов и реконструкции участков дорог, имеющих переходный тип дорожной одежды проезжей части, строительству и реконструкции обходов городов и других населенных пунктов, строительству пересечений автомобильных дорог и магистральных железных дорог в разных уровнях, реконструкции ремонтонепригодных искусственных сооружений, а также других искусственных сооружений для приведения их характеристик в соответствие с параметрами автомобильных дорог на соседних участках, повышения безопасности движения, увеличения грузоподъемности, долговечности и эксплуатационной надежности.
Предусмотрено также включить в сеть автомобильных дорог федерального значения новые автомобильные дороги, соответствующие установленным законодательством Российской Федерации критериям. При этом будет рассматриваться включение в их состав с передачей в федеральную собственность отдельных автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения, расположенных в зоне строительства указанных автомобильных дорог, после их строительства и реконструкции, осуществляемых в том числе за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках настоящей подпрограммы.
В рамках задачи, предусматривающей создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения, предусмотрены мероприятия, направленные на формирование устойчивых межрегиональных транспортных связей с соседними регионами и внутри регионов - с районными центрами и населенными пунктами.
Реализацию предусмотренных подпрограммой инвестиционных проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения предполагается осуществлять с софинансированием за счет средств федерального бюджета с учетом приоритетности проектов:
обеспечивающих реконструкцию перегруженных движением участков автомобильных дорог, в первую очередь, на автодорожных подходах к крупным населенным пунктам;
направленных на повышение безопасности дорожного движения, устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
предусматривающих строительство автодорожных обходов населенных пунктов;
направленных на строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог, поэтапное завершение создания сети международных и межрегиональных автомобильных дорог, в том числе предусматривающих последующую передачу построенных участков в сеть автомобильных дорог федерального значения;
предусматривающих реконструкцию мостов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также замену деревянных мостов на капитальные мосты или водопропускные трубы;
направленных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений, обеспечение подъездов к особым экономическим зонам;
направленных на строительство подъездов к населенным пунктам в сельскохозяйственных и лесопромышленных районах для обеспечения их круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования;
направленных на приведение в нормативное техническое состояние автомобильных дорог, не находящихся в государственной или муниципальной собственности и соединяющих населенные пункты в сельских и лесных районах, с учетом их принятия в сеть автомобильных дорог общего пользования.
На сети автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения сроки и очередность реализации мероприятий подпрограммы определяются в координации с задачами, предусмотренными федеральными целевыми программами развития регионов, а также соответствующими программами субъектов Российской Федерации.
Мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог, обеспечивающих связь сельских населенных пунктов с автомобильными дорогами федерального и регионального (межмуниципального) значения, административными и культурными центрами и связывающих сельские населенные пункты между собой, скоординированы с мероприятиями федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". За период действия предусматривается обеспечить прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, на 2,3 тыс.единиц. Общая протяженность таких дорог составит около 4,4 тыс.км.
В целях обеспечения скоординированного развития на территории Московского транспортного узла автомобильных дорог федерального и регионального значения и улично-дорожной сети г.Москвы предусмотрено выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам г.Москвы и Московской области на строительство следующих объектов:
продолжение в пределах г.Москвы платной скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург - транспортная развязка на пересечении с Московской кольцевой автомобильной дорогой ("Бусиновская развязка") и участок городской магистрали до пересечения с 4-м транспортным кольцом;
продолжение в пределах г.Москвы платной автомобильной магистрали "Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск" - транспортная развязка с ул.Молодогвардейской и северный дублер Кутузовского просп. в направлении района Москва-Сити;
строительство пересечений автомобильных дорог регионального значения с вышеуказанными платными автомобильными дорогами.
В рамках задачи, предусматривающей увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог общего пользования федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров, запланированы мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, направленные:
на строительство автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, обслуживающих наибольшие автотранспортные потоки между основными экономическими центрами страны;
на строительство и реконструкцию участков существующих автомобильных дорог, обеспечение их технического состояния требованиям, предъявляемым соответствующими международными соглашениями к международным автомагистралям европейской и азиатской сети автомобильных дорог;
на строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации;
на строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог на подходах к морским и речным портам, аэропортам, а также в крупных транспортных узлах.
В период реализации подпрограммы намечено осуществить строительство и реконструкцию 1,9 тыс.км автомобильных дорог федерального значения, формирующих систему платных автомагистралей и скоростных дорог, в том числе скоростную автомагистраль Москва - Санкт-Петербург, Центральную кольцевую автомобильную дорогу Московской области, участки автомобильной дороги М-4 "Дон" с введением платного проезда от Московской кольцевой автомобильной дороги в Московской обл. до границы Липецкой обл. и Воронежской обл.
Предусмотрено также проведение инженерных изысканий для обоснования создания ряда новых международных автодорожных маршрутов от западных границ Российской Федерации в направлении регионов Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов и государств - участников Содружества Независимых Государств.
В рамках задачи, включающей меры по повышению надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения, предусмотрены мероприятия, включающие реконструкцию мостов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, направленные на повышение уровня обустройства автомобильных дорог, создание интеллектуальных систем организации движения, развитие надзорно-контрольной деятельности в области дорожного хозяйства и обеспечение транспортной безопасности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Повышение уровня обустройства на автомобильных дорогах федерального значения предполагается достигать за счет строительства пешеходных переходов в разных уровнях, устройства барьерного ограждения, освещения участков автомобильных дорог федерального значения, шумозащитных сооружений, подпорных стен, противолавинных галерей, других специальных защитных и укрепительных сооружений.