Одним из приоритетных направлений транспортной политики Российской Федерации является создание эффективных, безопасных и надежных наземных международных транспортных коридоров, обеспечивающих устойчивый экономический рост и потребности общества в перевозке пассажиров, движении товаров и услуг, повышение конкурентоспособности транспортной системы страны.
Эффективность развития международных транспортных коридоров, в том числе окупаемость капиталовложений, обеспечивается соблюдением следующих принципов:
сбалансированное развитие отдельных участков международных транспортных коридоров, включая совместимость технических стандартов, отсутствие "узких мест" по пропускным способностям (с учетом обеспечения местной перевозочной работы);
проведение согласованной тарифной политики и обоснованное снижение транспортных затрат;
концентрация ресурсов на наиболее эффективных направлениях с устранением по возможности деструктивной конкуренции между отдельными международными транспортными коридорами за одинаковую грузовую базу;
приоритетное использование существующей транспортной инфраструктуры;
повышение уровня транспортного обслуживания за счет развития транспортно-логистической и информационной инфраструктуры перевозок вдоль трассы международных транспортных коридоров.
Для повышения конкурентоспособности российских железных дорог в системе международных транспортных коридоров необходимо развивать следующие направления:
внедрение современных технологий организации интермодальных перевозок, в частности контейнерных блок-поездов;
совершенствование режима транзитных перевозок грузов и пассажиров на основе международных договоров;
внедрение систем и устройств для повышения безопасности движения транспортных средств, совершенствование технологий перевозочного процесса с целью сокращения сроков доставки грузов и обеспечения их сохранности;
увеличение пропускных и провозных способностей магистральных линий российских железных дорог, соответствующих основным направлениям международных перевозок;
устранение "узких мест" на существующей железнодорожной инфраструктуре и внедрение автоматизированных систем управления перевозочным процессом, позволяющих повысить скорость и качество перевозки;
увеличение мощностей и совершенствование технического оснащения таможенных пропускных пунктов;
приведение российских нормативных правовых актов в области транспорта в соответствие с международными законами и актами;
совершенствование технологии и процедур таможенного декларирования, а также создание специальных таможенных режимов для транзитных грузов;
разработка и внедрение в железнодорожных перевозках унифицированных форм товаросопроводительной документации по международным стандартам;
информатизация перевозок по международным транспортным коридорам, включая информационную поддержку грузоотправителей, внедрение электронного документооборота и электронной подписи;
активизация маркетинговой деятельности и развитие агентской сети;
создание сети информационно-логистических центров и развитие инфраструктуры интермодальных перевозок;
совершенствование тарифной политики в области внешнеторговых перевозок в направлении повышения ее гибкости и формирования "сквозных тарифных ставок";
разработка и внедрение на сети российских железных дорог современного высокопроизводительного подвижного состава, в частности фитинговых платформ повышенной вместимости;
активное сотрудничество с зарубежными железными дорогами и транспортными компаниями по развитию перевозок на направлениях отдельных международных транспортных коридоров, в том числе путем создания совместных предприятий;
участие в работе Организации сотрудничества железных дорог, Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана, Международного союза железных дорог, Совета по транспортной политике при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества;
развитие партнерства со странами пространства 1520.
Учитывая ключевую роль железнодорожного транспорта для перевозки грузов по международным транспортным коридорам, целесообразно расширить возможности интеграции и обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев цепи международной перевозки. Наиболее эффективным решением данных задач является вхождение организаций железнодорожного транспорта в управление крупнейшими морскими портами, паромами, сухопутными терминалами и объектами железнодорожного транспорта на территории других государств, позволяющее обеспечить эффективность и сбалансированность ценовой политики, а также согласованное планирование и диспетчеризацию процесса перевозки.
Для реализации преимуществ международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, будет создана логистико-провайдерская сеть, обеспечивающая "сквозной" сервис по транспортировке грузов на рынке евро-азиатских перевозок, что будет способствовать:
ускорению товародвижения между Европой, Россией, странами СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона в результате применения сквозных логистических технологий;
повышению привлекательности евро-азиатских перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим по территории Российской Федерации;