Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры разработаны с целью освоения прогнозируемого роста объемов грузовых и пассажирских перевозок и ликвидации "узких мест" в пропускной способности сети железных дорог.
При прогнозируемом росте объемов перевозок на некоторых направлениях, особенно грузонапряженных, без проведения мер по их развитию и усилению возникнут новые (протяженностью от 4 до 5 тыс. км) "узкие места", что создаст дополнительные осложнения в обеспечении эксплуатационной работы.
В период 2008-2015 годов долгосрочной программой по минимальному и максимальному вариантам предусматривается:
строительство вторых путей протяженностью 2407,9 км, в том числе на основных направлениях - 1478,6 км;
строительство третьих и четвертых путей на основных направлениях протяженностью 348,5 км;
строительство обходов Краснодарского, Омского, Саратовского, Читинского и Ярославского железнодорожных узлов;
электрификация участков протяженностью 3918 км (в том числе участки Сызрань - Сенная, Трубная - Аксарайская, Ртищево Кочетовка, Юровский - Темрюк - Кавказ - Тамань). Электрификация данных участков позволит увеличить протяженность электрифицированных полигонов с целью обеспечения прогнозируемых объемов грузовых перевозок, в том числе в направлениях Север - Юг, Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел;
оборудование участков системой автоблокировки протяженностью 1851 км;
развитие станций и узлов.
По минимальному и максимальному вариантам предусмотрена реконструкция Улан-Баторской железной дороги, включая электрификацию главного хода с оборудованием системы автоблокировки, укладкой 100 км вторых путей и другие мероприятия.
В период 2016-2030 годов долгосрочной программой предусматривается:
строительство вторых путей протяженностью по минимальному варианту - 1767,6 км, по максимальному варианту - 3055,6 км;
обходы Иркутского, Пермского и Новосибирского железнодорожных узлов по минимальному и максимальному вариантам;
формирование глубокого обхода Московского узла (третье кольцо);
северный обход Свердловского узла;
электрификация участков протяженностью 3132 км по минимальному варианту, по максимальному варианту - 3580 км (в том числе Кандры Инза, Ульяновск - Сызрань, Сонково - Дно - Печоры-Псковские и другие). Мероприятия по электрификации указанных участков позволят отклонить часть перспективного грузопотока с основных направлений на параллельные ходы);
оборудование участков системой автоблокировки протяженностью 1085 км по минимальному варианту, по максимальному варианту 3128 км.
Долгосрочной программой предусмотрены следующие мероприятия по модернизации железнодорожной инфраструктуры:
усиление и реконструкция железнодорожных линий и участков;
ликвидация ограничений пропускной способности участков сети, вызванных дефектностью больших искусственных сооружений, путем их реконструкции и строительства новых;
замена и модернизация оборудования хозяйства электроснабжения на 50,9 тыс. км развернутой длины контактной сети, на 40,7 тыс. км основных направлений, в том числе модернизация и реконструкция 763 тяговых подстанций на участках Слюдянка - Черемхово, Новосибирск Тайга, Тайшет - Мариинск, Суховская - Петровский Завод, Исилькуль - Петропавловск - Утяк - Курган, Входная - Войновка, Кунгур - Пермь - Чепца, Новосибирск - Новокузнецк;
модернизация системы автоблокировки протяженностью 1171,4 км, в том числе на участках Тайшет - Хабаровск, Петровский Завод Челутай, Заудинский - Слюдянка 1, Могзон - Петровский Завод, Кропачево - Самара, Петровский Завод - Карымская, Чернышевск Шимановская;
оборудование 11515 км двухпутных и многопутных перегонов на основных направлениях постоянно действующими устройствами для организации движения по "неправильному" пути по сигналам локомотивного светофора;
модернизация и увеличение пропускной способности цифровой технологической сети связи на полигоне протяженностью 12600 км;
пополнение и обновление материалов и конструкций для технического прикрытия объектов железнодорожного транспорта, восстановление железнодорожной инфраструктуры в Чеченской Республике;
организация интермодального сообщения аэропорт Минеральные Воды - Минеральные Воды - Кисловодск с реконструкцией железнодорожных линий;
модернизация участка Уссурийск - Гродеково с укладкой 48 км вторых путей на лимитирующем перегоне.
Для обеспечения перевозок в направлении Улан-Баторской железной дороги предусмотрена модернизация участка Улан-Удэ Наушки.