Действующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)"

III. Характеристика и прогноз развития проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода

При осуществлении комплектования по контракту без использования программно-целевого метода возникает проблемная ситуация, которая характеризуется следующим:

в ближайшее время планируется поступление в Вооруженные Силы Российской Федерации военной техники нового поколения, которая, отличаясь повышенной эффективностью, будет одновременно и значительно сложнее эксплуатируемой в настоящее время, а значит квалификация (профессиональная подготовка) эксплуатирующего эту технику личного состава должна быть повышена, что потребует дополнительных временных затрат на его обучение;

переход к военной службе по призыву сроком на 1 год означает, что личный состав после обучения в школах младших специалистов и приобретения необходимых практических навыков эксплуатации военной техники нового поколения в воинских частях будет увольняться в связи с истечением установленных законодательством сроков службы по призыву, то есть постоянно будет осуществляться обучение личного состава, а полностью обученных младших специалистов не будет.

Для примера, в Военно-Морском Флоте начиная с 2008 года матросы плавсостава будут укомплектованы военнослужащими только одного периода службы, в то время как военнослужащие другого периода службы будут находиться на обучении. В результате сменяемость матросов плавсостава будет составлять 100 процентов дважды в год. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к кораблям (судам) Военно-Морского Флота, при смене 30 процентов личного состава корабль выводится из состава сил постоянной готовности и должен пройти полную отработку курса боевой подготовки в течение полугода.

Аналогичная ситуация сложится с сержантским составом других видов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Переход к комплектованию по контракту является единственным реальным выходом из сложившейся ситуации.

При сохранении системы смешанного способа комплектования неизбежны:

уменьшение количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

дальнейшее снижение привлекательности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

потеря специалистов, способных обеспечивать качественную эксплуатацию военной техники и выполнять поставленные задачи;

неэффективная работа по подготовке военнослужащих младшего командного звена.

Использование программно-целевого метода в таких условиях является обязательным, так как только в этом случае можно обеспечить согласованность выполняемых мероприятий по времени, приоритетности и объемам финансирования.

В целом можно сделать вывод - отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к тому, что качество подготовки специалистов младшего командного звена будет становиться хуже, а количество военнослужащих, проходящих службу по контракту, останется на прежнем уровне или будет постепенно уменьшаться.