Были проанализированы и сравнивались с инерционным сценарием развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие рыбохозяйственного комплекса, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, объему, динамике и структуре финансирования.
В рамках первого варианта реализуются меры по совершенствованию нормативно-правовых, материальных и организационных механизмов, направленных на устранение проявлений теневой экономической деятельности, неэффективного или варварского использования водных биологических ресурсов.
При оценке этого подхода к преодолению проблем развития рыбохозяйственного комплекса следует исходить из того, что для многих рыбохозяйственных организаций различного рода нарушения являются единственным возможным в условиях кризиса способом обеспечения приемлемого уровня рентабельности.
Если одновременно не предпринять усилия по формированию предпосылок позитивного развития, не обеспечить повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса и системы его регулирования, то успех в сокращении масштабов теневой деятельности сможет лишь проявить реальную глубину кризиса в данном секторе экономики и предопределит в среднесрочной перспективе выход из бизнеса значительного количества рыбохозяйственных организаций, спад объема производства, негативные социально-экономические последствия как для прибрежных регионов, так и для страны в целом.
Институциональными факторами риска при реализации данного подхода к решению проблем развития рыбохозяйственного комплекса являются:
неопределенность в отношении сроков формирования необходимых элементов нормативной правовой базы;
значительное сопротивление неформальных институтов теневой экономики.
Государственная поддержка при первом варианте решения проблем развития отечественного рыбохозяйственного комплекса осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета отдельных инвестиционных проектов, имеющих характер разового мероприятия и отражающих единичные интересы отрасли.
Данный вариант малоэффективен, поскольку принятие решений Правительством Российской Федерации по единичным инвестиционным проектам не позволяет сосредоточить бюджетные средства для комплексного и взаимоувязанного преодоления проблем рыбохозяйственного комплекса.
Риски при реализации этого варианта связаны с длительностью согласования и принятия решений по отдельным проблемам и, соответственно, отсутствием увязки по срокам выполнения мероприятий, что приведет к увеличению затрат и, в конечном итоге, невыполнению мероприятий Программы из-за недостаточного бюджетного финансирования. Следствием данного подхода также будет потеря возможности привлечения достаточного объема внебюджетных средств на развитие рыбохозяйственного комплекса.
При втором варианте решения проблемы развитие отечественного рыбохозяйственного комплекса осуществляется на основе комплексного подхода в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации стратегическими приоритетами развития отрасли.
Основой второго варианта является масштабное обновление материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса путем строительства и реконструкции объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, коренного обновления научного флота, флота, используемого для воспроизводства водных биологических ресурсов, строительства и реконструкции причалов, гидротехнических сооружений рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации, развитие научной базы воспроизводства водных биологических ресурсов путем инвестирования объектов федеральной собственности за счет средств федерального бюджета.
Данные мероприятия государственной поддержки окажут значительное стимулирующее влияние на организацию частного сектора в части обновления рыбодобывающего флота, рыбоперерабатывающего сектора, создадут условия для активизации промысла в открытых районах Мирового океана, а также для наращивания объемов производства продукции, полученной в результате реализации мероприятий по воспроизводству водных биологических ресурсов.
Активизация научных исследований позволит преодолеть критическое отставание российских рыбохозяйственных организаций от зарубежных конкурентов по технологическому уровню.
Принятие ряда нормативных правовых актов по поставке водных биологических ресурсов и продукции из них на территорию Российской Федерации вместе с укреплением материально-технической базы органов государственной власти, осуществляющих охрану водных биологических ресурсов, позволит снизить уровень теневой экономики и повысить эффективность использования водных биологических ресурсов.
Основной риск базового подхода заключается в том, что все мероприятия, не будучи увязанными в единую программу, не дадут должного эффекта и могут привести к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений рыбохозяйственного комплекса страны.
Кроме того, Программа базируется на государственной поддержке намеченных к реализации мероприятий, и изменение ее объемов способно в значительной мере повлиять на результативность и эффективность ее реализации.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение проблемы.