В настоящее время федеральными органами исполнительной власти ведется работа по проектированию и внедрению автоматизированных информационных систем, обеспечивающих исполнение функций контрольных органов.
Среди указанных систем можно выделить следующие:
автоматизированная система изготовления, оформления и контроля машиносчитываемых паспортов и виз, предусмотренная постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года N 770;
государственная информационная система миграционного учета, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 года N 94;
единая государственная автоматизированная информационная система контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2002 года N 1854-р;
государственная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 года N 1156-р;
единая межведомственная автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, предусмотренная Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 2225-р.
автоматизированная информационная система "Налог" Федеральной налоговой службы (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
Указанные системы создаются при отсутствии единой нормативной правовой базы и общей координации работ. В них существуют функциональные пересечения, неизбежно приводящие к дублированию отдельных действий и неэффективному расходованию бюджетных средств. При этом нерешенными остаются вопросы, связанные с обеспечением необходимого уровня информационной безопасности, созданием межведомственной телекоммуникационной и вычислительной инфраструктур, обеспечением юридического значения электронных документов, используемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость создания межведомственной системы.
В соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также работы (услуги), непосредственно связанные с производством, реализацией и перевозкой таких товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
В соответствии с этим положением российские экспортеры, а также компании, выполняющие указанные работы (услуги), имеют право на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного ими при приобретении материальных ресурсов для производства и реализации экспортируемых товаров, выполнения сопутствующих работ (услуг) (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
В настоящее время в Российской Федерации рост возмещения налога на добавленную стоимость превышает рост объемов экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
Рост связанных с возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности является результатом недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового контроля в части подтверждения факта вывоза товаров с целью проверки правомерности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
При этом недостаточная эффективность контроля вывоза товаров обусловлена (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р):
низкой оперативностью обмена данными между таможенными органами, в которых проводится таможенное оформление товаров, и приграничными таможенными органами, в зоне деятельности которых осуществляется вывоз этих товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также отсутствием у них оперативного доступа к централизованному информационному ресурсу таможенных органов, консолидирующему соответствующую информацию (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р);
преимущественным использованием бумажного документооборота, ограничивающего пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, на которые в соответствии с действующими процедурами контроля фактического вывоза товаров приходится основная нагрузка по учету вывоза товаров (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
Недостаточная эффективность контроля правомерности применения налогоплательщиками ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров обусловлена (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р):
отсутствием оперативного доступа налоговых органов к информации таможенных и других федеральных органов исполнительной власти, необходимой для проведения эффективного налогового контроля (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р);
недостаточным уровнем использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в рамках действующих процедур подтверждения фактического вывоза товаров и поступления выручки от экспорта таких товаров, что приводит к неоправданным трудозатратам таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных банков (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
Указанные ограничения на практике приводят к увеличению количества документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения факта вывоза товаров, чрезмерной нагрузке на приграничные таможенные органы, значительным задержкам и несвоевременности получения информации, необходимой для проведения налогового контроля в установленные законодательством Российской Федерации сроки (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
В то же время в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" ведется работа по созданию общероссийского государственного информационного центра (далее государственный информационный центр).
Использование программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры (далее - ресурсы) государственного информационного центра для функционирования межведомственной системы позволит повысить эффективность взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе контрольных органов.