Недействующий

Методические рекомендации по определению экономической и социальной эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда на железнодорожном транспорте (не действуют на территории РФ на основании приказа Минтранса России от 14.12.2015 N 362)

2. Определение социальной эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда


Важным условием социальной оценки результатов проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда является анализ изменения количественных и качественных показателей. Схема основных показателей социальной оценки мероприятий, направляемых на улучшение условий и охраны труда, приведена в приложениях 1 и 2, которые рекомендуется использовать в качестве основы для сравнительной оценки социальной эффективности таких мероприятий. В частности, при сопоставлении фактических результатов, полученных от проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом, а также между однотипными предприятиями железнодорожного транспорта.

В общем комплексе проводимых мероприятий большое влияние на повышение безопасности и улучшение условий труда оказывают мероприятия по внедрению новой техники и прогрессивной технологии, социальную эффективность которых рекомендуется определять с помощью количественных и качественных показателей. В качестве количественного показателя, оценивающего социальный эффект с позиций улучшения условий труда, принято число работников, у которых изменились условия работы. Как качественный показатель такого влияния принята характеристика изменений условий труда в результате внедрения новой техники и технологии.

Зная количественные и качественные показатели влияния данного вида новой техники на условия труда, а также масштабы внедрения этой техники в структурном подразделении (предприятие, отделение дороги, дорога) железнодорожного транспорта за определенный период времени (год), можно определить общее число работников, у которых улучшены условия труда (Р). Общий результат рассчитывается по следующей формуле:

P = P N/n, (1)


где P - число работников, высвобожденных от работы в опасных или неблагоприятных условиях, или число работников, у которых улучшились условия труда;

N - общее количество объектов новой техники, внедряемых в соответствующем подразделении за определенный период времени;

n - число объектов новой техники, для которой установлен приведенный показатель ( n =1; 10; 100)

При этом для оценки влияния новой техники на условия труда необходимо выбрать базовый объект, с которым будет сравниваться объект новой техники. В качестве базового объекта может быть принят заменяемый вид техники или технологической операции.

Далее по нормативным документам или путем опроса специалистов определяется профессиональный состав работников, выполняющих однородные операции до и после внедрения новой техники. По каждой профессии необходимо установить численность работников, обслуживающих базовый и новый объекты техники или участвующих в базовом и новом технологических процессах. Численность работающих находится по отчетным данным соответствующего подразделения железнодорожного транспорта, т.е. определяется среднее число работников каждой профессии, занятых обслуживанием базового объекта и объекта новой техники. При наличии данных о трудоемкости работ на базовом объекте и объекте новой техники число условно высвобожденных работников (P) определяется по формуле:

P = (Т - Т) А/ Т, (2)


где Т, Т - трудоемкость работ на единицу продукции (работ) на объектах базовом и новой техники;

А - годовая программа выпуска продукции (объема работ) на объекте новой техники;

T - годовой фонд рабочего времени, одного работника (Т 250 чел.-дней 2000 чел.-ч.).

Число условно высвобожденных работников, отнесенных к одному объекту новой техники или на единицу объема работ, является приведенным количественным показателем, оценивающим влияние данного вида новой техники на условия труда железнодорожников.

Качественные показатели влияния новой техники на условия труда работников железнодорожного транспорта определяются путем сравнения перечней и численных значений величин опасных и вредных производственных факторов по базовому объекту и объекту новой техники. В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 "Опасные и вредные производственные факторы. Классификация при оценке влияния новой техники на условия труда железнодорожников" учитываются следующие факторы:

- травмоопасные - время нахождения (ч) в зоне движения поездов, маневровых составов, локомотивов и отцепов, автотранспорта, электрокаров, погрузчиков и т.п., вблизи частей электрооборудования под напряжением свыше 36В и др.;

- гигиенические - освещенность искусственная (люкс), температура воздуха (°С), относительная влажность воздуха (%), скорость движения воздуха (м/с), концентрация вредных веществ в воздушной среде (МГ/м), уровень звука (дБА) и др.;

- физической нагрузки - энергозатрат за смену (ккал/ч), максимальная масса перемещаемого груза (кг), общая длина переходов в течение смены (км) и др.;

- нервно-психической нагрузки - плотность (количество) сигналов, на которые надо реагировать (сигнал - ч); число объектов (приборов) наблюдения (шт); напряженность анализаторских функций зрения (размеры цифр и букв на приборах); нахождение в состоянии эмоционального напряжения и ответственности за безопасность и выполнение графика движения (ч) и др.

В случаях, когда внедрение некоторых видов новой техники (например, новой серии локомотивов), не предусматривает высвобождение работников, приведенным показателем будет число работников, у которых улучшились условия труда на одном объекте.

В результате внедрения новой техники может иметь место одновременно высвобождение группы работников и улучшение условий труда у другой части работников, обслуживающих объект новой техники. При этом приведенные показатели должны быть определены раздельно для группы высвобожденных работников и для персонала, у которого улучшились условия и повысилась безопасность труда.

Приведенные количественные и качественные показатели влияния отдельных видов новой техники на повышение безопасности и улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта даны в приложении 3, которые могут быть использованы для оценки, с точки зрения охраны труда, целесообразности внедрения различных видов новой техники и технологии, а также для определения экономической эффективности в связи с улучшением условия труда.