В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 884 "О доктрине развития российской науки" государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны. Центральной проблемой формирования потенциала аграрной науки является подготовка кадров, создание и развитие новых научных школ. К решающим условиям перспективного развития АПК относятся: повышение уровня подготовки научных кадров и специалистов, совершенствование системы организации научной деятельности коллективов, создание надлежащих условий для интеллектуального труда, разработка прогнозов развития научно-технического прогресса.
Современное состояние научного потенциала свидетельствует о том, что средний возраст научных сотрудников в НИУ АПК в настоящее время составляет 48 лет, доля сотрудников в возрасте менее 29 лет не превышает 5%, кандидатов и докторов наук - 30% при среднем их возрасте 54 года. Необходимы неотложные меры по формированию полноценной научной смены, разработке нормативных документов, регламентирующих и стимулирующих развитие кадрового потенциала науки и создание соответствующих структур для их подготовки.
К одним из основных направлений подготовки кадров следует отнести интеграцию науки и образования как важнейшего фактора сохранения и развития научного потенциала, использования совместной научно-экспериментальной базы в образовательном процессе и проведения научных исследований как в учреждениях Высшей школы, так и институтах.
Эта работа уже начата. Ведущие ученые аграрной науки ведут преподавательскую работу в высших учебных заведениях, одновременно, как и преподавательский состав ВУЗов, принимают участие в проведении научных исследований. Научно-исследовательские учреждения и вузы совместно осуществляют подготовку молодых научных кадров через аспирантуру и докторантуру, используя совместную базу и ведущих ученых-преподавателей. Однако эта работа находится пока не на должном уровне и ее необходимо развивать одновременно с совершенствованием соответствующей законодательной базы.
Основными задачами в области интеграции науки и образования являются: создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных центров и других университетских и межуниверситетских структур для консолидации условий и ресурсов; развитие международного сотрудничества и международной кооперации в интересах подготовки квалифицированных кадров в научной, научно-технической и инновационной сферах; развитие современных информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий и внедрение их в научную, научно-техническую деятельность и учебный процесс; совместное использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и учебном процессе.
Немаловажное внимание должно быть уделено и повышению квалификации специалистов, научных и педагогических кадров с использованием системы международного сотрудничества и международных корпораций.
Неотложной задачей является повышение уровня оплаты труда работников аграрной науки и образования, социальной защищенности, пенсионного обеспечения и престижности их деятельности, стимулирование использования результатов научных работ.