Действующий

О Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года

6. Освоение научных разработок в АПК


Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года N Пр-576, переход к инновационному развитию производства определен как основная цель государственной политики в области развития науки, технологий и техники, достижение которой является необходимой предпосылкой модернизации экономики и, в конечном счете, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.

Исходя из этого, Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики:

- создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его ресурсного воспроизводства;

- создание эффективной инновационной системы;

- развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;

- модернизация экономики на основе технологических инноваций.

В основу создания эффективной инновационной системы положено решение проблемы программно-целевым методом. Он необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы, имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решение ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Необходимо масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать, по сути, катализатором развития тех или иных направлений.

Такая государственная политика перехода экономики страны на инновационный путь развития существенно меняет подходы к созданию механизма освоения научно-технических разработок в производстве.

К настоящему времени инновационная деятельность аграрной науки построена на непрерывной связи лабораторий, отделов и других структур научно-исследовательских институтов и опытных станций с опытно-производственными структурами, где законченные научно-технические разработки проходят производственную проверку.

Отработанные в производственных условиях научные решения через информационные электронные сети, информационно-консультационную службу Минсельхоза России рекомендуются к внедрению в хозяйства с различной формой собственности.

Ежегодно для внедрения в производство Академия передает Минсельхозу России каталог научно-технической продукции, где излагаются все основополагающие научные достижения аграрной науки. Это дает возможность информационно-консультационной службе под научно-методическим руководством институтов, станций и ВУЗов осуществлять информацию и внедрение НТП в хозяйствах страны.

Однако существующий механизм непосредственного освоения НТП в производстве требует существенной доработки.

Наука должна занять главенствующее место в инновационном процессе, поскольку основной задачей аграрного инновационного комплекса является получение новых знаний, их оформление в качестве объектов интеллектуальной собственности и организации ее эффективного использования в АПК. Развитие аграрной науки должно, в первую очередь, способствовать решению этой задачи.

В связи с этим, прежде всего, необходимо провести инвентаризацию имеющихся инновационных объектов интеллектуальной собственности в АПК. Для этого целесообразно:

- провести инвентаризацию нематериальных активов, стоящих на балансе научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии, Минсельхоза России и ВУЗов, выделив при этом объекты инновационной интеллектуальной собственности, с проверкой правильности их учета и мер по их поддержке;

- обеспечить учет результатов научно-технической деятельности, полученных за счет бюджетных средств и стимулирование использования новейших отечественных разработок. Формирование механизмов правовой охраны, защиты и оценки эффективности результатов научно-технической деятельности;

- по материалам научных отчетов институтов аграрного профиля и базам данных Роспатента провести сравнительный анализ зарегистрированных в Роспатенте и полученных, но не поставленных на учет объектов, с последующей их постановкой по системе существующих требований;

- провести проверку патентоспособности результатов работ научных организаций, включая результаты полученных в ходе работ по контрактам с другими организациями и организовать работу по их патентованию.

Эту функцию должна выполнять организация, специализирующаяся в сфере управления объектами интеллектуальной собственности.

Одновременно, организовать работу по оценке и эффективному использованию объектов интеллектуальной собственности путем:

- внесения оцененных объектов в уставной капитал венчурных предприятий;

- переуступки прав на объекты интеллектуальной собственности;

- заключение лицензионных договоров по использованию объектов интеллектуальной собственности.

Развитие аграрной науки в перспективе не будет успешным без создания, практически с нуля, аграрного венчурного предпринимательства. Венчурный бизнес играет роль двигателя инновационного развития. Он позволяет привлечь значительные финансовые ресурсы в наиболее рискованный первичный этап инновационного процесса, в котором выявляется перспективность предложенной инновации.

Поскольку венчурный бизнес по своей природе связан с повышенным уровнем риска, который многократно увеличивает присущие аграрному бизнесу риски, для его организации в сфере АПК на начальном этапе необходима существенная поддержка государства. Для этого предлагается использовать хорошо себя зарекомендовавший за рубежом механизм венчурных инкубаторов. Инкубатор венчурного бизнеса представляет собой созданную государством благоприятную среду рождения и развития венчурных компаний. Государство предоставляет венчурным предпринимателям инфраструктуру и информационное обеспечение для ведения бизнеса.

Такая форма создания венчурного бизнеса сопровождается разработкой и реализацией инновационных программ. Программы предусматривают интеграцию научного, технического и технологического потенциала, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов, производителей новой техники, приборов, препаратов сельскохозяйственного назначения и на этой основе продвижение на рынок эффективных технологий. Для этого целесообразно обобщить опыт многолетнего функционирования ОАО "Сибирский агропромышленный дом" с целью его распространения в других регионах России.

В целях создания благоприятных финансово-экономических условий для развития товарного производства в АПК России необходим переход на реализацию инновационных программ силами различных инвестиционных структур с использованием бюджетов субъектов Федерации совместно с федеральными средствами и ресурсами предприятий на консолидированной основе. Для ускорения реализации достижений науки в производстве создаются различные информационные, инновационные и сервисные структуры.

Инновационный процесс осуществляется совместно с НИУ, ВУЗами, научно-образовательными центрами, консалтинговыми организациями и инновационными фондами, а также производственными предприятиями. Основные функции консалтинговых организаций - отраслевой анализ производства, менеджмент и маркетинг с разработкой региональных и межрегиональных проектов развития АПК; функции инновационных фондов - финансирование проектов развития, разработка бизнес-планов, аудит объектов, инвестиции.