Организации, подведомственные Российской академии сельскохозяйственных наук, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным им в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации".
В Земельном кодексе не предусмотрено освобождение от налогов на землю организаций аграрного сектора науки и в законодательстве не указаны механизмы компенсации этих налогов, что может привести в конечном итоге к прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые для аграрной науки являются основным базовым ресурсом для проведения научных исследований и развития аграрного сектора науки. За годы реформирования аграрной науки и экономики АПК в целом и отсутствие финансирования на развитие материально-технической базы привели к тому, что материально-техническая база научно-исследовательских учреждений, организаций научного обслуживания не стала отвечать современным требованиям.
Выходит из строя лабораторное оборудование, а на его восстановление или закупку нового средств нет. Назрела крайняя необходимость обновления приборного парка лабораторий НИУ, которому в большинстве институтов более 30 лет. Такое положение не способствует проведению исследований на мировом уровне. Незамедлительно необходимо оснащение НИУ приборами нового поколения такими как: газожидкостные хроматографы, атомные спектрофотометры, ПЦР-лаборатории, экспресс-автоматы и другие, с целью глубокого и ускоренного определения биологических веществ (аминокислот, ферментов, витаминов, микотоксинов и т.д.).
Аналогичная ситуация сложилась и с материально-технической базой организаций научного обслуживания (опытно-производственных хозяйств и экспериментально-промышленных предприятий). Около 70% сельхозтехники подлежит замене. Экспериментальные хозяйства не располагают совершенными фито- и зоотронами, автоматизированной микротехникой для проведения селекционных работ, отсутствует современная микротехника для обработки опытных селекционных участков земли, посева на них семян и уборки урожая. В сложном положении оказались и 98 уникальных объектов системы Академии, на сохранение и развитие которых средства из федерального бюджета не выделяются.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Президиум Россельхозакадемии постоянно проводит работу по строительству, реконструкции объектов, закупке нового лабораторного оборудования и укреплению материально-технической базы за счет собственных средств научно-исследовательских учреждений и производственных предприятий, полученных от заключения международных контрактов, инвестиций, выполнения договоров с товаропроизводителями и другими структурами АПК России, внебюджетного фонда, кредитования на возвратной основе и других источников. Принимаются усилия по увеличению финансового обеспечения научных учреждений за счет средств местного бюджета субъектов Федерации.
Однако этого оказывается недостаточно для изменения ситуации с положением материально-технической базы НИУ и экспериментальных предприятий.
Модернизация аграрной науки должна сопровождаться оптимизацией использования федеральной собственности, в том числе объектов недвижимости и земельных ресурсов для решения задач, определенных государством. Однако, государство должно учитывать, что из-за практически полного отсутствия финансирования приборная база науки находится в критическом состоянии. Федеральный бюджет должен иметь отдельную строчку для приобретения приборов, машин и оборудования, использующихся в научном процессе научно-исследовательских учреждений и их экспериментальной базы.
Земли опытно-экспериментальных хозяйств необходимо рассматривать как земли особого назначения, которые используются, прежде всего, для проведения научно-исследовательских работ. Поэтому, в качестве законодательной инициативы, учитывая специфические особенности развития аграрной науки целесообразно в Налоговый кодекс Российской Федерации внести изменения, освобождающие от налогообложения научные организации Российской академии сельскохозяйственных наук в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности, а также земли, используемые для селекционно-семеноводческой работы и находящиеся под многолетними стационарными опытами.
Реализации изложенных положений государственной политики по развитию материально-технической базы и земельных отношений должно предшествовать проведение мониторинга федерального имущества, находящегося в оперативном управлении и хозяйственном ведении научно-исследовательских учреждений и организаций научного обслуживания (опытно-производственных хозяйств и экспериментально-промышленных предприятий) и земельных угодий, с последующей их оптимизацией для нужд аграрной науки и эффективного научного обеспечения АПК России.
Это позволит сформировать реестр федерального имущества и земельных угодий, переданных Россельхозакадемии для использования их в научно-производственной деятельности в количестве, необходимом для эффективного научного обеспечения развития АПК России и развития аграрной сферы науки, с последующим утверждением его Правительством Российской Федерации.
В основу количественной и качественной оптимизации, необходимых для эффективного развития аграрной науки и научного обеспечения АПК Российской Федерации, имущественного комплекса и земельных угодий, должны быть положены следующие основные критерии:
- проведение фундаментальных и приоритетных прикладных исследований, обеспеченных кадровым потенциалом, с учетом перспектив их развития в полном объеме и осуществление производственной проверки результатов исследований;
- производство семян сельскохозяйственных культур высших репродукций, племенных животных и птицы, новых видов техники, приборов и оборудования, продуктов питания и другой продукции, необходимой для эффективного развития аграрной науки и полного удовлетворения потребностей агропромышленного комплекса страны;
- осуществление коммерческой консультационно-информационной, демонстрационной, научно-образовательной и инновационной деятельности.