Действующий

О Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года

4.3. Модернизация управления системой научных учреждений и координация работ


Основными целями модернизации управления научными учреждениями аграрного сектора науки являются:

- развитие фундаментальных и приоритетных прикладных исследований аграрной науки, соответствующих требованиям мирового уровня, повышение их роли в образовании, социально-экономическом развитии агропромышленного производства;

- повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной науки, проведение взаимоувязанной научно-технической и инновационной политики, в том числе обеспечение прорыва на приоритетных направлениях аграрной науки;

- эффективное воспроизводство и использование научных кадров, улучшение их материального положения и пенсионного обеспечения, совершенствование системы найма работников;

- повышение эффективности использования земли и имущества, федеральной собственности в научной сфере, использование высвобождаемых ресурсов для модернизации материально-технической и приборной базы исследований;

- разработка механизма участия научно-исследовательских учреждений в процессе освоения научных разработок в агропромышленном производстве, обеспечивающего эффективное развитие АПК Российской Федерации.

Сформулированные цели обуславливают необходимость решения следующих основных задач:

- модернизация структуры аппарата Президиума Россельхозакадемии путем оптимизации отраслевых отделений и других подразделений с уточнением их структуры, функций и направлений научно-производственной деятельности;

- создание научно-методических и научных центров, расположенных на территориях регионов Российской Федерации с правами юридических лиц, непосредственным подчинением им находящихся на территориях этих регионов научно-исследовательских учреждений с их организациями научного обслуживания.

Это влечет за собой необходимость изменения структуры сети научно-исследовательских учреждений с учетом их специализации, направления, научно-производственной деятельности. Научно-исследовательские учреждения, выполняющие преимущественно фундаментальные исследования (Всероссийские) и составляющие основу академической аграрной науки, находятся в непосредственном подчинении Президиума Россельхозакадемии. Научно-исследовательские учреждения, выполняющие преимущественно прикладные исследования с использованием результатов фундаментальных исследований применительно к условиям регионов, находятся в непосредственном подчинении научных центров. На них возлагаются и функции непосредственного участия в освоении конкурентоспособных научных разработок, а также методическое, сервисное и консультационно-информационное обслуживание крупных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств АПК (по типу системы экстеншен сервис) по особым программам Минсельхоза России и региональных администраций;

- с целью эффективного использования научного кадрового потенциала, из числа выдающихся ученых аграрников, внесших крупный вклад в развитие различных отраслей АПК, сохранения и развития их школ и направлений, а также преемственности и смены поколений ученых, ввести в структуре Россельхозакадемии институт Советников Академии и Почетных академиков;

- как свидетельствует практика ведущих стран мира высшее образование и наука, как специализированные области деятельности без достаточной взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики, теряют эффективную дееспособность и становятся все менее самодостаточными. Поэтому с целью дальнейшего развития интеграции науки и образования, повышения эффективности и качества научно-образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки и социальной сферы создать несколько пилотных интегрированных научно-образовательных центров различных специализаций (юридически единых и ассоциированных) с целенаправленным финансированием. Это должно быть подкреплено соответствующими законодательными актами и нормативами;

- в крупных городах и прилегающих к ним территориях, где сосредоточены группы институтов различной специализации, предусмотреть проработку пилотных проектов создания научных агрохолдингов, объединяющих институты, организации научного обслуживания, КБ и другие экспериментальные производства различной специализации, структура которых может представлять собой современный научно-производственный технопарк;

- в качестве законодательной инициативы предусмотреть создание государственной инфраструктуры венчурного научного предпринимательства. В связи с этим разработать рекомендации по созданию в системе АПК и аграрной науки инфраструктуры венчурного научного предпринимательства и рынка инноваций, предусматривающие организацию особых экономических зон, технопарков, инкубаторов венчурного бизнеса, венчурных фондов, информационных центров и т.д.;

- разработать систему повышения эффективности работы научно- исследовательских институтов на основе анализа результатов научной деятельности по патентной активности, отношению к мировым достижениям на базе рационального использования бюджетных средств и нематериальных активов институтов, ориентированных на получение конкурентоспособной научной продукции;

- модернизация управления системой сети научно-исследовательских учреждений и аппарата Президиума Академии обуславливает необходимость совершенствования координации научно-исследовательских работ, как системы управления реализацией программ фундаментальных и прикладных исследований, путем перегруппировки существующих и создания, при необходимости, новых координационных отраслевых, межотраслевых и межведомственных Советов, определения головных институтов-координаторов и исполнителей работ по всем направлениям аграрной науки;

- длительный характер необходимых исследовательских работ в сочетании с краткосрочностью и непредсказуемостью политики, определяющей спрос на технологические инновации, приводит к тому, что спрос на них со стороны агрокомпаний носит преимущественно спонтанный характер, при этом с их стороны отсутствует долгосрочный системный (программный) спрос на инновации. Вместе с тем, в силу высокой конкуренции большинство агрокомпаний испытывают потребность в инновациях, но она находится в разрыве со спросом на них из-за высоких рисков, связанных с осуществлением инноваций, множественности административных барьеров, проблем доступа к долгосрочным финансовым ресурсам при неразвитости механизмов частно-государственного партнерства. Поэтому необходимы формирование и реализация приоритетных направлений развития аграрной науки и приоритетов технологического развития на основе частно-государственного партнерства, в рамках которых конкурентоспособность отдельных секторов экономики АПК обеспечивается преимущественно за счет технологий отечественной разработки;

- в настоящее время Госзаказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы осуществляют Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, преимущественно в части прикладных исследований, и Российская академия сельскохозяйственных наук, в части фундаментальных исследований. На основе материалов такого Госзаказа Президиумом Россельхозакадемии разрабатывается ведомственная Программа фундаментальных и приоритетных прикладных исследований на определенный период. В дальнейшем научная продукция, полученная в результате реализации такой формы Госзаказа, становится частично невостребованной. Поэтому назрела необходимость разработки новой системы Госзаказа на НИОКР с указанием сроков выполнения, формы завершения и объемов финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ответственности за внедрение. Его размещение по конкретным производственным структурам АПК должно быть заранее определено с тем, чтобы научно-техническая продукция, полученная в результате его реализации, была востребована потребителем. Необходимо законодательно определить заказчика и его функции, разработать механизм конкретизации размещения Госзаказа в АПК.