Действующий

Об утверждении Концепции подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
ситуации в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода

На сегодняшний день существует несколько основных проблем в сфере футбола, в том числе детско-юношеского футбола.

Во-первых, это неэффективная работа по развитию организованных форм занятий среди детей и учащейся молодежи.

Из общего количества лиц, занимающихся всеми видами спорта, почти 12 процентов (1-е место) составляют лица, занимающиеся футболом в физкультурно-спортивных организациях, некоторое их количество занимается футболом в так называемых неорганизованных формах. Потребность в занятиях футболом, особенно в старших возрастных молодежных группах, реализуется примерно на 50 процентов.

По количеству лиц, занимающихся футболом, относительно численности населения в стране (0,8 процента) Россия значительно отстает от Великобритании, Италии, Германии и Чехии, где этот показатель приближается к 5 процентам.

Во-вторых, это старение и выбытие основных фондов и оборудования физкультурно-спортивных сооружений.

Обеспеченность футбольными полями в России находится на низком уровне (на 100 тыс. жителей в среднем приходится 14 футбольных полей, в то время как в Европе - 30).

В-третьих, это неэффективность существующей системы по подготовке спортивного резерва для сборных команд страны.

В настоящее время не создан действенный институт отбора наиболее талантливых юных футболистов, занимающихся в профильных спортивных школах. Вместе с тем сохраняется переизбыток легионеров в футбольных клубах страны.

В-четвертых, это отсутствие полномасштабной системы повышения квалификации тренеров-преподавателей.

Нехватка высокопрофессиональных тренерско-преподавательских кадров детско-юношеских спортивных школ отрицательно сказывается на качестве подготовки спортивного резерва для сборных команд страны.

В-пятых, это неудовлетворительное учебно-методическое обеспечение детско-юношеских спортивных школ.

Отсутствие новых учебных методик по отбору кандидатов в сборные команды и других учебно-методических пособий, разработка которых учитывает передовой российский и зарубежный опыт, не позволяет обеспечить учебный процесс, ориентированный на подготовку футболистов международного уровня.

В-шестых, это неудовлетворительное материально-техническое обеспечение процесса подготовки юных футболистов.

Отсутствие современных специализированных учебно-тренировочных баз, оснащенных необходимым спортивным оборудованием, значительно затрудняет подготовку юношеских и молодежных сборных команд по футболу, сформированных из числа учащихся профильных спортивных школ, на уровне ведущих команд мира.

Если не изменить сложившуюся ситуацию и подходы к организации и финансированию детского и юношеского футбола, не будут выявлены и в полной мере решены проблемы развития футбола, имеющие общегосударственное значение, не будет создана федеральная система распространения передового опыта учебно-тренировочной работы, подготовки спортивного резерва и распространения эффективных технологий для решения проблем в сфере футбола.

Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционным процессам в сфере футбола, показатели активного участия всех категорий населения, в том числе детей и молодежи, не будут улучшаться, а развитие футбола как вида спорта, в том числе и профессионального, будет недостаточным.

В рамках подпрограммы предполагается сформировать действенные механизмы сотрудничества государства и гражданского общества, обеспечивающие их эффективное взаимодействие для решения задач в области развития футбола.