2.1. Требования охраны труда при досмотре автотранспортных средств и перевозимых на них товаров
2.1.1. Досмотр автотранспортных средств и перевозимых на них товаров должен производиться на специально оборудованных таможенными органами досмотровых площадках с навесами, смотровыми ямами, эстакадами, подъемно-транспортными механизмами, знаками безопасности и знаками дорожного движения. Площадки должны быть хорошо освещены и покрыты не из скользящего материала, а в зимнее время года очищены от снега и посыпаны песком.
2.1.2. Ямы и эстакады должны иметь переходные мостики, направляющие предохранительные реборды для предотвращения возможного падения автотранспортного средства в смотровую яму или эстакаду во время его передвижения.
2.1.3. Переходить через досмотровые ямы или эстакады следует только по переходным мостикам.
2.1.4. Находиться на подножках, крыльях, крышах полуприцепов, прицепов, кузовов, кабин во время движения автотранспортного средства запрещается.
2.1.5. Таможенный досмотр автотранспортного средства с работающим двигателем и незаторможенными колесами запрещается.
2.1.6. В случае выполнения досмотровых операций, связанных со снятием колес, следует поставить под вывешенное автотранспортное средство специальные козелки, а под неснятые колеса - упоры (башмаки).
2.1.7. Запрещается:
допускать запуск двигателя и отъезд автотранспортного средства с места досмотра до окончания досмотра;
производить досмотровые работы автотранспортного средства со снятыми колесами, вывешенном только на подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);
подкладывать под вывешенное автотранспортное средство диски колес, кирпичи и другие предметы, не предназначенные специально для этой цели;
производить досмотр автотранспортных средств на открытых, незащищенных площадках, в грозу, метель, при сильном ветре и интенсивных атмосферных осадках.
2.1.8. При досмотре двигателя у автотранспортного средства с поднимающейся кабиной предварительно следует лично проверить крепление кабины упорной штангой.
2.1.9. При необходимости досмотра приборов и частей двигателя автотранспортного средства вскрытие их производит водитель автотранспортного средства.
2.1.10. В дождь, снегопад, гололед - соблюдать осторожность при входе в полуприцеп, прицеп, кузов, кабину и выходе из них, подножки должны быть очищены от грязи, снега, льда.
2.1.11. При вскрытии автофургонов с товаром необходимо находиться на безопасном расстоянии от открывающихся дверей во избежание травм в случае выпадения товара или ушиба дверью автофургона.
2.1.12. При досмотре автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами применяются лестницы-стремянки.
2.1.13. В случае возникновения необходимости в разборке автотранспортных средств для досмотра его отдельных агрегатов (двигателя, заднего и переднего мостов и т.д.) их снятие производится на отдельной (специальной) площадке или в боксе при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, обеспечивающими полную безопасность досмотра, до разборки автотранспортного средства топливо и масло должны быть слиты в специальные емкости.
2.1.14. Для устранения опасности ожога или поражения электрическим током при досмотре необходимо соблюдать осторожность при прикосновении к горячим частям двигателя, кузова, электрооборудованию автотранспортного средства.
2.1.15. Должностные лица и работники таможенных органов, работающие на автотранспорте, электроустановках, разгрузочно-погрузочных механизмах, осуществляющие строповку, должны пройти специальное обучение, аттестацию и иметь соответствующее удостоверение, аттестация должностных лиц и работников таможенных органов производится в специализированных учебных центрах соответствующего профиля.
2.1.16. Досмотр автотранспортных средств, перевозящих опасные товары, а также бензобаков автотранспортных средств необходимо производить с соблюдением требований в соответствии с пунктом 6 раздела II настоящих Правил.
2.1.17. При досмотре автотранспортного средства должен быть исключен доступ в кабину всех лиц во избежание запуска двигателя и движения автотранспортного средства, при этом зажигание должно быть выключено, ключи зажигания должны находиться у водителя или старшего машины, рычаг переключения коробки передач должен находиться в нейтральном положении и автотранспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом.
2.2. Требования охраны труда при досмотре железнодорожных транспортных средств и перевозимых на них товаров
2.2.1. При нахождении на железнодорожных путях или в непосредственной от них близости для производства таможенного досмотра подвижного состава должностные лица обязаны соблюдать следующие меры безопасности:
проходить вдоль путей только по их обочине или посередине междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами, сцепками вагонов, предметами, выступающими за пределы очертания габаритов погрузки и подвижного состава;
обращать внимание во избежание падения на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации и связи);
при выходе на путь из-за подвижного состава, из зданий необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося состава по этому пути;
переходить путь под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии на опасном расстоянии подвижного состава;