Недействующий

Инструкция о порядке переоценки товарно-материальных ценностей в связи с изменением розничных цен и о расчетах по результатам переоценки (не действует на территории РФ на основании совместного приказа Минфина России и Минпромторга России от 09.09.2020 N 915/2974)

V. Обязанности финансовых органов по контролю
 за осуществлением расчетов с бюджетом

45. Финансовые органы при отнесении результатов переоценки на расчеты с бюджетом осуществляют в выборочном порядке оперативный контроль за правильностью инвентаризации и переоценки товаров в ходе проведения этой работы торгующими организациями накануне дня введения новых розничных цен, а также в последующие дни. При этом обращается особое внимание на тождественность данных описей-актов переоценки об остатках переоцениваемых товаров с их фактическим наличием, а также на соблюдение всех требований к проведению переоценки, установленных настоящей инструкцией (приложение 7).


Примечание.

Оперативный контроль за нехозрасчетной торговой сетью, расположенной в нескольких областях и районах, осуществляется финансовыми органами по месту нахождения этой сети. Результаты проверок сообщаются финансовому органу по месту нахождения вышестоящей организации, на балансе которой числятся нехозрасчетные торговые предприятия.


По получении от торгующих организаций документов финансовые органы обязаны проверять, подлежат ли возмещению из бюджета (взносу в бюджет) суммы снижения цен (дооценки) от переоценки товаров данному предприятию (организации), правильность представленных им для расчетов с бюджетом описей-актов, сводных актов и расчетов.

Финансовые органы должны проверять соответствие сводных актов инвентаризационным описям-актам, правильность прежних и новых цен, правильность исчисления сумм разницы в ценах, соблюдение установленных настоящей инструкцией правил составления и оформления описей-актов и сводных актов переоценки.

При проверке необходимо установить:

а) соответствует ли состав комиссии, проводившей переоценку, требованиям, предусмотренным настоящей инструкцией, правильно ли записан состав комиссии в инвентаризационной описи-акте;

б) правильность составления описи-акта по установленной форме;

в) своевременность проведения переоценки товаров в данном предприятии или организации;

г) правильность применения к товарам, указанным в описях-актах, прежних и новых розничных цен согласно прейскурантам цен и бюллетеням цен, издаваемым Госкомитетом СССР по ценам или соответственно республиканскими и местными органами ценообразования. Указанные в описях-актах цены должны подтверждаться ссылками на номер и позицию прейскуранта розничных цен, где этот товар записан, а также указанием присвоенных этому товару по прейскуранту наименования, артикула, размера, сорта, расфасовки его. Проверка может осуществляться с привлечением специалиста по ценам торгующего предприятия.

Проверка правильности указания ранее действовавшей розничной цены и вновь установленной цены является основным в определении суммы переоценки товаров и поэтому только при полном совпадении реквизитов товаров, указанных о описях-актах, реквизитам по прейскурантам можно считать, что цены применены правильно.


Примечание.

Проверка правильности применения цен по прейскурантам осуществляется кроме случаев, когда переоценка производится в нормативно-параметрическом прейскуранте (абзац 5, п.20);

д) правильность арифметического исчисления результатов переоценки товаров, подлежащих отнесению на расчеты с бюджетом;

е) отражение результатов переоценки в данных бухгалтерского учета предприятий и оперативного учета у материально ответственных лиц.

Результаты проверок оформляются актом в двух экземплярах по форме приложения N 8.

46. Если в процессе переоценки комиссией были допущены исправления наименования товара или его артикула, сорта, цены, количества, времени проведения переоценки, то такие оговорки принимаются финансовыми органами лишь при наличии подписей под ними всего состава комиссии.

47. При проверке актов переоценки товаров на оптовых базах и складах, в которых ведется не только суммовой в денежном выражении, но и количественный учет товаров, необходимо сверять количество переоцениваемых товаров по акту с данными бухгалтерского учета.

48. При проверке актов переоценки товаров в производственных предприятиях (в случаях производства ими расчетов с бюджетом) необходимо также тщательно проверить правильность определения предприятием количества подлежащего переоценке сырья, затраченного на выработку готовых изделий, полуфабрикатов и находящегося в незавершенном производстве; при этом следует иметь в виду, что количество этого сырья должно быть исчислено по отчетным нормам расхода его, но в пределах плановых норм.

49. Если при проверке инвентаризационных описей-актов экономист финансового органа выявляет ошибки в применении цен, он должен поставить об этом в известность руководителя торгующей организации. О выявленных ошибках в применении цен и определении сумм переоценки следует сообщить также учреждениям Госбанка и органам ценообразования. При этом по товарам, по которым в описях-актах были применены неправильные розничные цены, суммы уценки из бюджета не возмещаются (они относятся в соответствии с п.33).

При несоответствии наименования, сорта, артикула или марки переоцениваемого товара по описи-акту инвентаризации аналогичным показателям во вновь введенных прейскурантах розничных цен суммы уценки по такому товару из бюджета не возмещаются. Сокращение наименований товаров в описях-актах инвентаризации и переоценки не может служить основанием для отказа в возмещении сумм снижения розничных цен при наличии в актах артикулов старых и новых прейскурантов, номеров (позиций) товаров по прейскурантам, сортов, цен.

В случаях, когда проверкой будет установлено, что в описях-актах переоценки завышено количество переоцениваемых товаров, на которые снижены цены, суммы разницы в ценах не возмещаются по всему акту.

50. По актам, составленным неправомочными комиссиями или по неустановленной форме, а также актам, не имеющим всех предусмотренных формой показателей, характеризующих переоцениваемый товар, с неполностью заполненными реквизитами, при отсутствии отдельных подписей и прочими нарушениями установленных настоящей инструкцией требований возмещение сумм уценки из бюджета не производится. Эти материалы переоценки в обязательном порядке остаются в делах финансовых органов. Торгующее предприятие извещается о причинах отказа в возмещении.

51. Если производственные единицы, объединения ввиду отсутствия расчетных (спецссудных) счетов самостоятельно расчетов с бюджетом по переоценке товарно-материальных ценностей не ведут, финансовый орган по месту нахождения таких единиц производит документальную проверку правильности переоценки и о результатах сообщает финансовому органу по месту нахождения производственного объединения, с которым будут осуществляться расчеты по переоценке.

52. Проверка финансовыми органами описей-актов, сводных актов и расчетов, а также выписка чеков на возмещение сумм переоценки должны быть произведены в течение одного месяца со дня представления в финансовый орган сводного акта о переоценке товаров.

53. Суммы снижения цен на товары по предприятиям (организациям), кредитующимся под товары в Госбанке, должны направляться финансовыми органами на погашение ссуд Госбанка. Обращение взыскания недоимок по налогам и неналоговым платежам предприятий (организаций), получающих возмещение из бюджета по переоценке, на суммы возмещаемой разницы в ценах допускается в порядке установленной очередности платежей, после погашения ссуд Госбанка, выданных под переоцененные товары.

54. Акты и расчеты, не представленные в финансовые органы в установленные сроки, если имеет место снижение цен или превышение снижения над дооценкой, финансовыми органами к рассмотрению приниматься не должны. Сроки представления актов и расчетов продлению не подлежат. В этих случаях суммы снижения цен на товары распределяются предприятиями и хозяйственными организациями в порядке, указанном в п.33 настоящей инструкции.

В случаях, когда имеет место дооценка или превышение сумм дооценки над суммой снижения цен, акты и расчеты предприятий и хозяйственных организаций, представленные с нарушением установленного срока, финансовыми органами к рассмотрению принимаются и суммы дооценки взыскиваются в бюджет.