ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 6 декабря 2007 года N 01-06/46344


О применении части 1 статьи 20.25 КоАП России



Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС России (далее - ГУТРД ФТС России) проведен анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях (далее - дела об АП), переданным таможенными органами в суды для рассмотрения в 2007 году, в том числе возбужденным по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в связи с неуплатой административного штрафа в срок.

Данный анализ показал, что число судебных решений о прекращении производства по таким делам постоянно увеличивается. По итогам I полугодия 2007 года их доля составила 47% от общего количества рассмотренных судами дел данной категории. Из 771 дела об АП, возбужденного по части 1 статьи 20.25 КоАП России, судами прекращено 364 дела. Отмечается прекращение дел по причине непринятия таможенным органом при их возбуждении мер по принудительному исполнению постановления (часть 5 статьи 32.2 КоАП России). Так, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП России, выражается в неуплате административного штрафа в срок.

Указанный срок определен законодателем в части 1 статьи 32.2 КоАП России и составляет 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП России.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП России предусмотрен порядок действий органа должностного лица, вынесшего постановление по делу об АП, в случае его неисполнения лицом добровольно. Этот порядок включает принятие мер как по принудительному исполнению постановления, так и по привлечению лица к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП России. Об этом таможенным органам указывалось ранее в письме ФТС России от 21.05.2007 N 01-06/18884 "О направлении Обзора судебной практики".

В то же время ни диспозиция части 1 статьи 20.25 КоАП России, ни часть 5 статьи 32.2 КоАП России прямо не предусматривают, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, обусловлено совершением действий по принудительному исполнению постановления.

Таким образом, необходимо принять во внимание позицию структурных подразделений ФТС России, согласно которой ненаправление таможенным органом судебному приставу-исполнителю материалов для взыскания суммы административного штрафа с лица, в отношении которого вынесено указанное решение, не является безусловным основанием для его освобождения от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 КоАП России.

На основании изложенного таможенным органам не применять пункт 6 письма ФТС России от 21.05.2007 N 01-06/18884 "О направлении Обзора судебной практики" в части, касающейся признания факта направления судебному приставу-исполнителю материалов для принудительного взыскания суммы административного штрафа обязательным условием для возбуждения дела об АП по части 1 статьи 20.25 КоАП России.

При этом обращаем внимание, что требование части 5 статьи 32.2 КоАП России о принятии мер по принудительному исполнению постановления и направлении соответствующих материалов судебному приставу-исполнителю по истечении 30 дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП России (совершения лицом административного правонарушения по части 1 статьи 20.25 КоАП России), является обязательным для должностных лиц таможенных органов.

Заместитель руководителя Службы
генерал-лейтенант
таможенной службы
И.А.Завражнов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Таможенные ведомости,

N 3, март, 2008 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»