Основные характеристики транспортного пилотируемого корабля "Союз ТМА":
масса | до 7220 кг; | |||
экипаж | 2-3 чел.; | |||
время полета: автономное | 5,2 суток; | |||
в составе станции | до 200 суток* (включая | |||
время автономного полета); | ||||
максимальная длина | 6,98 м; | |||
максимальный диаметр | 2,72 м; | |||
объем жилых отсеков | 10 м куб.; | |||
площадь солнечных батарей | 9,8 м. |
________________
* По реальному состоянию корабля длительность полета может быть увеличена.
Транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМА" состоит из 3 основных отсеков:
герметичного бытового отсека;
герметичного спускаемого аппарата;
приборно-агрегатного отсека.
Бытовой отсек предназначен для размещения аппаратуры и оборудования систем жизнеобеспечения, сближения и стыковки, измерений, телевидения, полезного груза, а также для отдыха экипажа и обеспечения перехода из корабля в станцию.
Спускаемый аппарат представляет собой отсек, в котором экипаж находится на участке выведения, при выполнении динамических операций в орбитальном полете и на этапе возвращения на Землю. По сравнению с предыдущими модификациями в "Союз ТМА" частично изменена конструкция корпуса СА и компоновка приборов, вследствие чего вес космонавта в скафандре может достигать 105 кг (вместо 95 кг в "Союз ТМ").
Приборно-агрегатный отсек (далее - ПАО) состоит из герметичного приборного и негерметичного агрегатного отсеков.
Приборный отсек предназначен для размещения основной аппаратуры и агрегатов, обеспечивающих функционирование корабля в орбитальном полете.
Агрегатный отсек предназначен для размещения базового блока комбинированной двигательной установки, части двигателей причаливания и ориентации, источников тока, системы электропитания.
Для соединения СА с ПАО предназначен переходный отсек.
Снаружи к корпусам приборного и агрегатного отсеков крепятся панели солнечных батарей.
СА представляет собой герметический отсек, закрытый снаружи теплозащитой для предохранения от тепловых потоков при прохождении через плотные слои атмосферы.
Основные весовые и габаритные характеристики СА: | ||||
стартовый вес | 2750-3100 кг; | |||
посадочный вес | 2100-2400 кг; | |||
масса лобового щита | 400 кг; | |||
максимальная длина с лобовым щитом | 2150 мм; | |||
максимальная длина без лобового щита | 2099 мм. |
При посадке на воду СА занимает положение с углом крена от вертикали 35°-55°. Конструкция СА обеспечивает практически неограниченное время пребывания на воде (ограничение балльности шторма).
При выведении ТПК на орбиту ИСЗ, спуске на Землю, проведении динамических операций по стыковке и расстыковке (перестыковке) члены экипажа находятся в СА в скафандрах "Сокол КВ 2".
Люк-лаз предназначен для входа из БО в СА перед стартом, прохода экипажа из БО в СА и обратно во время орбитального полета, а также для выхода из СА после приземления. Диаметр люка-лаза - 620 мм. Крышка люка-лаза открывается внутрь СА. Открытие люка-лаза на земле производится поворотом рукоятки специального ключа на 180° по часовой стрелке (усилие на рукоятке не более 30 кг). Масса крышки люка - 18,5 кг. Люк-лаз снабжен ручным клапаном выравнивания давления. Условия эвакуации экипажа через люк-лаз СА ТПК "Союз ТМА", по сравнению с СА ТПК "Союз ТМ" улучшены за счет увеличения угла открытия крышки с 80° до 90°.
Давление внутри СА выравнивается с окружающей средой на высоте 5,5 км при срабатывании блока автоматического регулирования давления.
Симметрично относительно центрального кресла расположены два парашютных контейнера для размещения основной и запасной парашютных систем. Контейнер ОСП размещается слева от центрального кресла, контейнер ЗСП - справа.
Для обеспечения нормальных условий для дыхания экипажа после посадки, на борту СА предусматривается система дыхательной вентиляции. Заборные отверстия системы вентиляции расположены на верхнем шпангоуте СА. Для предотвращения попадания воды в СА система вентиляции имеет заслонки. Заслонки открываются и закрываются экипажем вручную.
На верхнем шпангоуте находятся три специальных резьбовых гнезда для крепления приспособлений при эвакуации СА.
Для визуального обнаружения СА на участке парашютного спуска на его днище расположен светоимпульсный маяк (СИБ-2А), включающийся автоматически после сброса лобового щита теплозащиты.