План фундаментальных научных исследований Российской академии образования
на 2008-2012 годы и ассигнования из федерального бюджета на его реализацию
Направление фундаментальных | Ассигнования из федерального бюджета | Ожидаемые результаты | ||||||||
исследований | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |||||
1. | Развитие педагогической науки в обновляемом социуме - всего | 45,235 | 49,276 | 54,105 | 54,105 | 54,105 | создание современной педагогической теории как составляющей гуманитарной культуры России и зарубежных стран. | |||
Разработка методологии выбора фундаментальных направлений исследований в области современной дидактики. Создание модельного педагогического комплекса как ресурса консолидации гражданского общества. Разработки инновационных механизмов развития образовательных систем разных уровней | ||||||||||
в том числе: | ||||||||||
культурно-педагогические основы стратегии и технологий развития образовательных систем | 20,418 | 22,231 | 24,409 | 24,409 | 24,409 | научные основы взаимодействия педагогической науки и системы российского образования в современных условиях. | ||||
сущность, закономерности и тенденции развития современной дидактики | 3,948 | 4,3 | 4,721 | 4,721 | 4,721 | разработка современных дидактических моделей содержания образования на основе оптимального соотношения его инвариантного и вариантного компонентов | ||||
психолого-педагогические условия и духовно-нравственные основы развития личности в открытом воспитательном пространстве | 3,948 | 4,3 | 4,721 | 4,721 | 4,721 | методологические подходы к выявлению инновационных тенденций в области воспитания. Обоснование детской общности как социально-педагогического феномена. | ||||
педагогическая теория в контексте мировой культуры | 3,948 | 4,3 | 4,721 | 4,721 | 4,721 | характеристика источниковой базы историко-педагогических исследований | ||||
инновационные исследования в области сравнительной педагогики | 3,948 | 4,3 | 4,721 | 4,721 | 4,721 | характеристики стратегических направлений развития образования в контексте глобализационных процессов и трансформации национальных систем образования, а также направлений формирования гуманистически ориентированной личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, влияния на развитие личности и общества достижений новейших технологий | ||||
теоретические модели и технологии совершенствования инновационной деятельности в образовании | 9,024 | 9,845 | 10,812 | 10,812 | 10,812 | концепция совершенствования инновационной деятельности в образовании как механизма его устойчивого развития и повышения качества | ||||
2. | Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием - всего | 9,065 | 9, 89 | 10,859 | 10,859 | 10,859 | концепция оптимизации законодательства Российской Федерации в области образования, адекватного условиям и типологии образовательных учреждений и управленческих структур федерального и регионального уровней. Системные экономические механизмы повышения качества образования. Нормативная методология и технологии комплексной оценки и диагностирования тенденций развития муниципальных и региональных систем образования | |||
в том числе: | ||||||||||
научные основы развития законодательного регулирования отношений в образовании | 1,7 | 1,855 | 2,172 | 2,172 | 2,172 | ситуационный анализ тенденций, факторов и проблем развития законодательства Российской Федерации в области образования. | ||||
система экономических механизмов повышения качества образования | 1,9 | 2,073 | 2,172 | 2,172 | 2,172 | концепция развития образовательного потенциала как структурного элемента экономической безопасности страны. | ||||
теоретические и методологические основания технологии управления | 2,733 | 2,981 | 3,257 | 3,257 | 3,257 | целостная теория развития | ||||
методологические основы управления устойчивым развитием образовательных систем | 2,732 | 2,981 | 3,258 | 3,258 | 3,258 | новые научные представления о сущности, содержании и особенностях управления устойчивым развитием региональных и муниципальных образовательных систем. Система принципов и технологии комплексной оценки состояния и перспектив развития муниципальных и региональных систем образования. | ||||
3. | Социокультурные проблемы современного образования - всего | 31,953 | 34,86 | 38,276 | 38,276 | 38,276 | ведущие принципы и механизмы интеграции образования и культуры, системный анализ образования как института духовной преемственности. Стратегия модернизации художественного образования и эстетического воспитания. Динамика изменения социальных функций образования. Типы социокультурных траекторий социализации современного подростка. Научно-методические основы развития образования как условия обновления сельского социума | |||
в том числе: | ||||||||||
культурно-исторические основы интеграции образования и культуры в условиях социальных перемен | 5,48 | 5,98 | 6,565 | 6,565 | 6,565 | теоретические подходы к реализации культуротворческой функции образования, комплексная характеристика культурно-исторических доминант, отражающих | ||||
национальную ментальность и обусловливающих эволюцию коммуникационных процессов в современном образовательном пространстве. Система критериев | ||||||||||
и показателей потенциала образования как способа социокультурной адаптации человека. Методологическая база изучения культуры личности как интегрального показателя ее развития. Характеристика воспитательного потенциала искусства, его влияния на духовное, интеллектуальное и эстетическое развитие детей и молодежи | ||||||||||
стратегия модернизации художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи | 8,22 | 8,966 | 9,846 | 9,846 | 9,846 | новые знания о дидактике художественного образования как составляющей педагогики искусства. | ||||
базового, дополнительного и профессионального образования в условиях поликультурного пространства России. Методологические основания, закономерности и механизмы развития креативности как базовой характеристики творческой личности | ||||||||||
влияние процессов социальной дифференциации на функциональные и институциональные изменения в сфере образования | 2,809 | 3,064 | 3,365 | 3,365 | 3,365 | характеристика особенностей влияния различных социальных факторов на динамику институциональных и функциональных трансформаций систем дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Система социокультурных | ||||
индикаторов, дифференцирующих разные типы региональных образовательных систем. Характеристика влияния социокультурных факторов на | ||||||||||
доступность качественного образования в разных типах поселений, а также роль жизненных ориентаций и профессиональных планов в формировании разных траекторий социальной мобильности учащихся. | ||||||||||
Социокультурные риски, связанные с внедрением информационно-компьютерных технологий в сферу образования, а также характеристика особенностей влияния дистанционного образования на социокультурные изменения образовательной ситуации в различных типах регионов России. | ||||||||||
Динамика изменений целевых установок и ценностно-нормативных ориентаций в профессиональной деятельности современного учителя | ||||||||||
социокультурные трансформации подростковой и молодежной субкультур | 2,809 | 3,064 | 3,365 | 3,365 | 3,365 | определение роли гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов в формировании межнациональной и межконфессиональной толерантности (интолерантности) в подростковой и молодежной субкультурах. Характеристика особенностей ценностных ориентаций подростков, принадлежащих к различным неформальным группам. Выявление | ||||
особенностей влияния возрастных, гендерных и социально-стратификационных факторов на различные формы поведения, связанные с рисками для здоровья и девиациями. Динамики изменений ценностных ориентаций учащихся в сфере художественной культуры. | ||||||||||
Научные основания организации социокультурной экспертизы телевизионных передач для детей и юношества |
развитие образования как условие совершенствования сельского социума | 12,635 | 13,785 | 15,136 | 15,136 | 15,136 | стратегии развития образования в условиях сельского социума и механизмов его влияния на социальное развитие села и подготовку трудовых ресурсов для агросферы. Обоснование системы непрерывного, в том числе семейного, образования сельских детей. | ||||
Модели создания информационно-развивающей среды в сельском социуме, профессиональной компетентности сельских педагогов в условиях современного рынка труда. Научные основы социального партнерства в образовании как фактора обновления сельского социума | ||||||||||
4. | Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования - всего | 46,11 | 50,306 | 55,236 | 55,236 | 55,236 | основы общей теории содержания среднего образования, разработанные впервые в российской и мировой науке. | |||
в том числе: | ||||||||||
содержание общего среднего образования как сложной самоорганизующейся системы | 7,654 | 8,35 | 9,169 | 9,169 | 9,169 | методология конструирования, экспертизы и диагностики современных моделей образования, его совершенствования как сложной самоорганизующейся системы | ||||
содержание общего среднего образования в современном социуме и закономерности его становления | 6,123 | 6,68 | 7,335 | 7,335 | 7,335 | научное обоснование перспектив развития содержания школьного образования, а также формирование представления о воспитательном потенциале содержания общего среднего образования как о важном ресурсе консолидации современного российского общества | ||||
источники, факторы и механизмы формирования содержания образования как средства приобщения человека к культурному опыту человечества | 6,123 | 6,68 | 7,335 | 7,335 | 7,335 | теоретические основания содержания образования в контексте его взаимосвязи с компонентами культуры и структурой личности | ||||
теоретико-методологические основания построения содержания общего среднего образования как компонента системы непрерывного образования. Модели и | 7,654 | 8,35 | 9,169 | 7,335 | 7,335 | концептуальные основы формирования содержания общего среднего образования как компонента системы образования. Базисные образовательные планы для различных ступеней общего среднего образования | ||||
структуры содержания общего среднего образования | ||||||||||
содержание общего среднего образования, базовые компоненты культуры и структуры личности (онтологические основания, ценностные ориентиры, подходы, принципы и пути формирования) | 6,123 | 6,68 | 7,335 | 7,335 | 7,335 | онтологические, аксиологические основания содержания образования, междисциплинарные подходы и принципы его формирования | ||||
психолого-педагогическая антропология дошкольного детства | 12,432 | 13,564 | 14,893 | 14,893 | 14,893 | антропологические основы преемственности дошкольного и начального школьного образования, образовательной работы с одаренными детьми в дошкольных учреждениях и начальной школе. Модели социально- | ||||
психологического здоровья детей, а также развития индивидуальности в детстве. Антропологические модели развития субъективной реальности в дошкольном возрасте. Вариативная | ||||||||||
модель развития рефлексивного сознания ребенка. Модели профессиональной педагогической деятельности, сообразной возрасту ребенка, и консультирующей деятельности в дошкольном образовании | ||||||||||
5. | Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России - всего | 35,086 | 38,036 | 41,764 | 41,764 | 41,764 | выявление сущностных проблем развития российской школы, представленных в государственных документах, определение основных направлений дальнейшей модернизации общего среднего образования, определение сфер наиболее эффективного использования зарубежного опыта | |||
в том числе: | ||||||||||
основы теории государственных образовательных стандартов общего среднего образования | 9,476 | 10,338 | 11,351 | 11,351 | 11,351 | разработка теоретических оснований государственных стандартов общего среднего образования | ||||
психодидактика образовательных систем. Взаимодействие и преемственность формального, неформального и внеформального образования | 7,897 | 8,615 | 9,459 | 9,459 | 9,459 | новые знания в области психодидактики образовательных систем, а также модели организации взаимодействия и обеспечения преемственности формального, неформального и внеформального образования | ||||
основы диагностики учебных достижений обучающихся по ступеням обучения на федеральном, региональном и локальном уровнях, а также методологические психолого-педагогические особенности проведения | 14,214 | 15,507 | 17,027 | 17,027 | 17,027 | обобщение эмпирического опыта и теоретическое обоснование обеспечения объективной оценки и диагностики учебных достижений обучающихся на федеральном, региональном и локальном уровнях как основного компонента российской системы оценки качества образования | ||||
международных сравнительных исследований PISA, TIMMS, PIRLS в контексте тенденции развития мирового образования | ||||||||||
разработка инновационной модели развития системы общего среднего образования | 3,5 | 3,576 | 3,927 | 3,927 | 3,927 | научно обоснованная инновационная модель развития системы общего среднего образования. Прогноз социально-экономических рисков инновационных процессов в сфере общего среднего образования | ||||
6. | Научное обеспечение модернизации профессионального образования - всего | 42,158 | 45,918 | 50,418 | 50,418 | 50,418 | теория опережающего профессионального образования, а также методология отбора его содержания. Психолого-педагогические и социально-культурологические основы развития педагогического образования в условиях интеграции российского и европейского образовательного пространства, а также мониторинг качества педагогического образования. Методология непрерывного образования взрослых | |||
в том числе: | ||||||||||
методология содержательной и организационно- управленческой модернизации профессионального образования | 8,434 | 9,182 | 10,082 | 10,082 | 10,082 | стратегия повышения качества профессионального образования квалифицированных рабочих и специалистов. Теоретические основания опережающего профессионального образования в аспекте современных особенностей российского общества. | ||||
Научно-методическое обеспечение мотивационно-целевого, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-оценочного компонентов содержательной и организационно-управленческой модернизации профессионального образования | ||||||||||
методология отбора содержания профессионального образования | 8,434 | 9,182 | 10,082 | 10,082 | 10,082 | теория проектирования содержания профессиональной подготовки специалиста на основе подхода, адекватного требованиям отечественного и международного образовательного пространства и рынка труда. Научно-методические принципы разработки новых стандартов, основанных на требованиях к содержанию профессионального образования |
социально-педагогические основы развития педагогического образования в интегрированном образовательном пространстве современного мира | 10,034 | 10,909 | 11,978 | 11,978 | 11,978 | определение социально-педагогических условий формирования междисциплинарной системы гуманитарных и профессиональных компетенций личности как элементов подготовки молодых педагогов. | ||||
формирования современной культуры педагогов и студентов в условиях модернизации социально-педагогической среды. Теоретико-технологические основания создания инструментария мониторинга качества педагогического образования | ||||||||||
методология непрерывного образования взрослых как основа развития образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств | 12,309 | 13,429 | 14,745 | 14,745 | 14,745 | научно-методические основы создания эффективной инфраструктуры системы образования взрослых в России. Теоретические подходы к обеспечению внутри- и межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития системы образования. | ||||
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Научная база разработки стандартов качества профессионального обучения специалистов с учетом требований реализации потенциала андрагогических технологий | ||||||||||
методология и технологии развития личности в условиях интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство | 2,947 | 3,216 | 3,531 | 3,531 | 3,531 | психолого-педагогические основы развития личности, отражающие конструктивный переход от позитивистской методологии к гуманистической или личностно ориентированной теоретической платформе. Концептуальные положения психологической диагностики индивидуальности обучающихся в условиях реорганизации отечественного образования | ||||
7. | Методология развития отечественной системы информатизации образования, обеспечивающая сбережение здоровья учащихся, - всего | 45,034 | 48,678 | 50,278 | 50,278 | 50,278 | методология, технология и практика создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационно- | |||
коммуникационных технологий, применяемых в комфортных условиях, обеспечивающих сбережение здоровья. Теоретические основы интеграции научных исследований в области психолого-педагогических, социальных, физиолого-гигиенических и технико-технологических наук, определяющей развитие информатизации образования | ||||||||||
в том числе: | ||||||||||
психолого-педагогические, социально-правовые и физиологические основы развития информатизации образования | 15,716 | 16,946 | 17,034 | 17,034 | 17,034 | теория информационно-коммуникационной предметной среды со встроенными технологиями обучения, содержащая описание компонентов и видов информационной деятельности в среде, а также структуры и содержания научно-педагогического обеспечения. | ||||
методология подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования | 5,347 | 5,833 | 6,405 | 6,405 | 6,405 | теоретические основы отбора содержания, проектирования инфраструктуры и создания методической системы подготовки педагогических кадров, способных компетентно осуществлять информатизацию в учебном заведении и свою профессиональную деятельность в условиях функционирования мирового информационного образовательного пространства. Психолого-педагогические основы создания и использования интенсивных методических систем обучения инженерных и управленческих кадров информационным и коммуникационным технологиям. Педагогико-эргономические и дидактико-методические принципы проектирования методической системы обучения студентов информационной безопасности | ||||
психолого-педагогические основы автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования | 15,716 | 16,946 | 17,033 | 17,033 | 17,033 | научно-методические основы автоматизации процессов управления, принятия решений и обработки информации в корпоративных информационных системах образовательных учреждений, информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений), а также управления научными исследованиями и обеспечения безопасности в сфере образования. Педагогико-эргономические основы автоматизации процессов оценки качества результатов обучения и продвижения в учении, управления и обработки результатов учебного эксперимента, в том числе удаленного доступа, а также продуцирования распределенного информационного ресурса образовательного назначения локальных и глобальной сетей | ||||
методология оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационно- коммуникационных технологий, ее эффективного и безопасного использования | 5,771 | 6,243 | 6,829 | 6,829 | 6,829 | типологизация педагогической продукции, функционирующей на базе информационно-коммуникационных технологий, а также описание идеализированной модели каждого типа, отражающей устойчивые сочетания свойств. Идентификация педагогической продукции, функционирующей на базе информационно-коммуникационных технологий, на основе выявления устойчивых сочетаний свойств и их группировка с помощью идеализированной модели. | ||||
Психолого-педагогические, содержательно-методические, дизайн-эргономические и технико-технологические характеристики и методы оценки качества инновационной педагогической продукции. Квалиметрический подход | ||||||||||
к интегративной оценке показателей качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационно-коммуникационных технологий. Математическая модель оценивания достоверности полученных показателей качества как основа экспертизы педагогической продукции, функционирующей на базе информационно-коммуникационных технологий | ||||||||||
формализация информационных процессов, моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний | 2,484 | 2,71 | 2,977 | 2,977 | 2,977 | теоретическое обоснование метода формально-структурного описания и исследования систем автоматизированного педагогического контроля знаний. Построение аксиоматической модели знаний, обеспечивающей структурную | ||||
формализацию предмета педагогического контроля. | ||||||||||
Теоретические подходы к созданию и исследованию формально-структурных моделей алгебраического, нечеткого и статистического оценивания знаний, а также количественного оценивания профессиональной компетентности преподавателя-организатора педагогического контроля знаний. | ||||||||||
Распределенная коллегиальная экспертная подготовка тестовых заданий для автоматизированного педагогического контроля знаний. Математическая модель оценивания степени согласованности мнений экспертов | ||||||||||
8. | Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества - всего | 23,586 | 26,689 | 29,393 | 29,393 | 29,393 | новые знания о закономерностях воспитания детей и молодежи. | |||
в том числе: | ||||||||||
методология и теория воспитания детей и молодежи в изменяющемся социуме | 13,448 | 15,372 | 16,928 | 16,928 | 16,928 | концепция разработки стандартов жизнедеятельности детей в Российской Федерации. Система прогнозирования в области воспитания, среднесрочные прогнозы развития институтов воспитания в стране. Научные основы воспитательного компонента государственного стандарта общего образования. Мониторинг социальных рисков развития ребенка. Информационная безопасность в процессе воспитания | ||||
социальный институт семьи как системообразующий фактор образования и воспитания личности | 10,138 | 11,317 | 12,465 | 12,465 | 12,465 | концепция государственной семейной политики, а также гармонизации отношений семьи, общества и государства. Закономерности и принципы взаимодействия семьи с | ||||
социальными институтами государства и общества. Модели и формы институционализации социально-педагогической поддержки семьи в современном обществе. |
9. | Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях - всего | 47,665 | 51,763 | 56,836 | 56,836 | 56,836 | закономерности и психологические механизмы развития современных детей и юношества | |||
в том числе: | ||||||||||
интегрированный подход к закономерностям психического развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности | 11,517 | 12,651 | 13,949 | 13,949 | 13,949 | закономерности и индивидуальные особенности психического развития ребенка на разных этапах онтогенеза, определяющие стратегию и тактику обучения, воспитания, обеспечивающие сохранение психического, психологического и физического здоровья подрастающего поколения. | ||||
психологические основы развития и обучения ребенка в современном социокультурном контексте | 11,15 | 11,976 | 13,183 | 13,183 | 13,183 | условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения, методы целенаправленного формирования познавательной деятельности и развития творческой личности | ||||
теоретические, методические и организационные основы психологического обеспечения современного образования | 7,217 | 7,921 | 8,491 | 8,491 | 8,491 | методы и технологии, направленные на создание благоприятной ситуации развития и обеспечивающие условия для сохранения психического и психологического здоровья, полноценного развития личности обучающихся и воспитанников | ||||
психология безопасности в образовании и психологическое обеспечение деятельности учащихся и педагогов в экстремальной ситуации | 0,913 | 0,922 | 1,125 | 1,125 | 1,125 | методы и технологии психологического обеспечения безопасности в образовании в условиях экстремальных ситуаций | ||||
физиологические закономерности развития и обучения ребенка | 10,854 | 11,74 | 12,688 | 12,688 | 12,688 | закономерности и индивидуальные особенности физиологического развития ребенка на разных этапах онтогенеза, определяющие стратегию и тактику обучения, воспитания, обеспечивающие сохранение психического и физического здоровья подрастающего поколения | ||||
внутри- и межпопуляционное разнообразие соматических, функциональных и психофизиологических характеристик детей дошкольного и школьного возраста в различных регионах России | 6,015 | 6,554 | 7,4 | 7,4 | 7,4 | физиологическое и психофизиологическое обоснование вариативных подходов к формированию образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей | ||||
10. | Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка - всего | 21,133 | 23,018 | 25,276 | 25,276 | 25,276 | психолого-педагогические механизмы коррекционной работы с "проблемными" детьми | |||
в том числе: | ||||||||||
прогнозирование тенденций и проблем развития специального образования | 3,18 | 3,523 | 3,714 | 3,714 | 3,714 | научные основания системы специальной коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, перспективы и риски реформирования специального образования с учетом социокультурных, организационных и социально-экономических факторов. | ||||
психологические и нейрофизиологические факторы и механизмы генезиса нарушений психического развития в детском возрасте | 5,3 | 5,742 | 6,319 | 6,319 | 6,319 | методы диагностики, коррекции, сопровождения и прогноза отклоняющегося развития | ||||
современные подходы к решению задач социальной интеграции детей и подростков с различными нарушениями развития | 7,352 | 8,01 | 8,924 | 8,924 | 8,924 | оптимальные формы и технологии социальной и образовательной интеграции детей и подростков с особыми образовательными потребностями | ||||
научно-методические основы модернизации комплексных форм коррекции и сопровождения детей раннего и дошкольного возрастов с выраженными нарушениями развития | 5,3 | 5,743 | 6,319 | 6,319 | 6,319 | теоретические, методические и организационные основы системы ранней психолого-педагогической помощи семье и детям с нарушениями развития и их сопровождения в системе дошкольного образования | ||||
Всего (по коду бюджетной классификации 01 10 0609900 001) | 347,025 | 378,434 | 412,441 | 412,441 | 412,441 |