Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 14 декабря 1990 года N ЦЭУ/4826


Основные положения системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте

____________________________________________________________________
Не применяется на территории РФ на основании
приказа Минтранса России от 17 апреля 2020 года N 128
____________________________________________________________________



Настоящие Основные положения системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте являются вторым, переработанным и дополненным изданием одноименной работы, опубликованной в 1985 году по заказу Министерства путей сообщения МПС СССР.

Основные положения устанавливают функции и задачи системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте. В приложении приведен перечень основных нормативных документов по охране труда на железнодорожном транспорте.

Основные положения разработаны отделением охраны труда Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. Авторы В.И.Александров, А.Л.Левицкий, А.В.Кирюшина.

1. Основные положения

1.1. Работа по охране труда на железнодорожном транспорте должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда, максимальное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, улучшение техники безопасности, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, строгое соблюдение законодательства о труде.

1.2. Основной целью системы управления охраной труда на всех уровнях управления и во всех хозяйствах железнодорожного транспорта является обеспечение безопасных, здоровых условий и высокой производительности труда, предотвращение воздействия опасных и вредных производственных факторов на работающих, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранение работоспособности трудящихся.

1.3. Функции и задачи системы управления охраной труда на каждом предприятии и в организациях МПС устанавливаются соответствующими стандартами предприятий, положениями или другими руководящими документами.

1.4. Нормативной основой системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте являются: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, кодексы законов о труде союзных республик, решения высших органов управления Союза ССР и союзных республик, а также решения Всеобщей конфедерации профсоюзов по вопросам охраны труда, система стандартов безопасности труда, нормы, правила, положения, указания и другие нормативные акты, нормативно-техническая документация по вопросам охраны труда, утвержденная в установленном порядке.

_______________

Далее - ВКП.


Перечень основных нормативных документов по охране труда, действующих на железнодорожном транспорте (по состоянию на 1 ноября 1990 года), приведен в приложении.

Перечень дополнительных нормативных документов по охране труда, действующих в отдельных хозяйствах железнодорожного транспорта, объявляется Главным управлением (управлением) МПС по согласованию с Отделом охраны труда и техники безопасности Главного экономического управления МПС и Отделом охраны труда ЦК независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

_______________

Далее - ЦК профсоюза.


Каждый нормативный документ по охране труда должен подвергаться проверке, и, при необходимости, пересмотру не реже, чем через каждые пять лет, в порядке, установленном МПС и ЦК профсоюза.

1.5. Обязательный минимум объема участия в работе по охране труда для руководящих работников всех уровней установлен нормативами участия в работе по охране труда руководящих работников железнодорожного транспорта, утвержденными МПС и согласованными с ЦК профсоюза 23.03.84 N Г-8730.

Нормативы участия в работе по охране труда остального инженерно-технического персонала устанавливаются стандартами соответствующих предприятий.

2. Функции системы управления охраной труда

2.1. Организация и координация работ в области охраны труда.

2.1.1. Для управления охраной труда на железнодорожном транспорте используют общесистемную, отраслевую и организационно-методическую формы.

2.1.2. Управленческие решения в области охраны труда на уровне предприятия и более высокого уровня (отделение, управление дороги, МПС) должны согласовываться с соответствующими профсоюзными органами.

2.1.3. Общесистемную форму управления применяют руководители Министерства путей сообщения, железных дорог, метрополитенов, производственных объединений промышленного железнодорожного транспорта, отделений дорог, предприятий и учреждений.

Отраслевую форму управления используют руководители отраслевых главных управлений (управлений) МПС, управлений железных дорог, метрополитенов, отделов отделений дорог и производственных объединений промышленного железнодорожного транспорта.

_______________

Далее - ОПЖТ.


Общесистемное и отраслевое руководство охраной труда осуществляют начальники через главных инженеров и заместителей начальников организаций, предприятий и учреждений железнодорожного транспорта. Общесистемные и отраслевые управляющие решения для подчиненных организаций, предприятий и учреждений имеют обязательный характер.

_______________

Далее - предприятия.

2.1.4. Организационно-методическое руководство охраной труда осуществляют Отдел охраны труда и техники безопасности Главного экономического управления МПС, отделы (секторы) охраны труда и техники безопасности железных дорог, отделений дорог, метрополитенов, ОПЖТ (в метрополитенах и ОПЖТ по решению их начальников это могут быть технические или другие отделы), инженеры по охране труда и технике безопасности или должностные лица, на которых возложена работа по охране труда в главных управлениях и управлениях МПС, службах управлений железных дорог, метрополитенов, ОПЖТ, отделах отделений дорог и на предприятиях.

2.2. Планирование работ по охране труда.

2.2.1. Работы по охране труда на железнодорожном транспорте проводятся в соответствии с годовыми планами по дальнейшему улучшению условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.

2.2.2. Годовые планы разрабатывают:

1) предприятия - по мероприятиям, выполняемым за счет собственных средств, а также средств на капитальный ремонт и эксплуатацию, выделяемых отделениями дорог;

2) отраслевые (технические) отделы отделений железных дорог и ОПЖТ - по подведомственным хозяйствам с учетом местных условий работы и дорожных мероприятий;

3) инженеры по охране труда и технике безопасности отделений дорог - сводные планы по отделениям дорог;

4) отделы (секторы) охраны труда и техники безопасности ОПЖТ - сводные планы по объединениям;

5) службы железных дорог и метрополитенов - сводные планы по подведомственным хозяйствам с учетом мероприятий, выполняемых по планам МПС за счет Государственных капитальных вложений;

6) отделы (секторы) охраны труда и техники безопасности железных дорог и метрополитенов - сводные планы в целом по железным дорогам и метрополитенам в разрезе отраслей хозяйств;

7) главные управления (управления) МПС - сводные планы по отрасли хозяйства.

2.2.3. Порядок и сроки разработки, согласования и утверждения годовых планов по дальнейшему улучшению условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий устанавливает Министерство путей сообщения по согласованию с ЦК профсоюза.

2.2.4. В годовые планы прежде всего включают первоочередные номенклатурные мероприятия по охране труда на железнодорожном транспорте в соответствии с перечнем, утвержденным МПС и ЦК профсоюза, мероприятия по охране труда, предусмотренные программой Развития социальной сферы отрасли, повышения благосостояния трудящихся и обеспечения охраны труда, а также коллективными договорами (соглашениями).

2.2.5. В годовых планах предусматривают мероприятия по коренному улучшению условий труда, последовательной ликвидации тяжелых физических, опасных и вредных для здоровья человека работ, дальнейшему снижению производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости.

2.2.6. При разработке годовых планов по дальнейшему улучшению условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий используют данные паспортов санитарно-технического состояния условий труда в подразделениях предприятий, карт условий труда на рабочих местах, заключения работников санитарно-эпидемиологических станций по замерам фактических уровней вредных производственных факторов, а также материалов обследования предприятий органами государственного и ведомственного надзора (энергонадзора, котлонадзора, технической инспекции труда ЦК профсоюза и др.).

2.3. Контроль за состоянием охраны труда

2.3.1. На железнодорожном транспорте осуществляется оперативный, ступенчатый и ведомственный контроль за состоянием охраны труда в соответствии с Положением о контроле за охраной труда.

2.3.2. Оперативный контроль за соблюдением требований безопасности труда в ходе работы осуществляют руководители этих работ. Контроль за выполнением функций системы управления охраной труда на подчиненных предприятиях, в их подразделениях и в организациях (аппарате управления) осуществляют руководители предприятий и организаций в соответствии с должностными обязанностями.

2.3.3. Ступенчатый контроль за состоянием охраны труда на предприятии проводит администрация с участием профсоюзного комитета в соответствии со стандартом предприятия.

2.3.4. Ведомственный контроль за состоянием охраны труда (комплексные и целевые проверки) осуществляют отделения дорог, ОПЖТ, управления дорог и метрополитенов, главные управления и управления МПС. Целевые проверки могут проводить и руководители предприятий в подчиненных подразделениях.

2.3.5. Надзор за правильностью изготовления, установки и безопасной эксплуатацией объектов котлонадзора, за техническим состоянием и обеспечением безопасного обслуживания электроустановок, соблюдением правил безопасности при эксплуатации газового оборудования, безопасностью ведения горных и взрывных работ, соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, законодательства об охране труда осуществляют органы государственного и ведомственного надзора, действующие в соответствии с положениями, утвержденными в установленном порядке.

2.3.6. Контроль за деятельностью руководителей предприятий и их подразделений в области охраны труда осуществляет ЦК профсоюза и находящаяся в его подчинении техническая инспекция труда, комиссии и общественные инспектора по охране труда, общественные санитарные инспектора.

2.4. Учет, анализ и оценка состояния охраны труда

2.4.1. Управленческие решения по охране труда принимают руководители всех звеньев управления на основе данных учета, анализа и оценки ее состояния.

2.4.2. Учет, анализ и оценку состояния охраны труда производят на основе следующей информации:

2.4.2.1. О выполнении планов мероприятий по дальнейшему улучшению условий и охраны труда.

2.4.2.2. Об освоении средств, ассигнованных на мероприятия по охране труда.

2.4.2.3. О выполнении приказов и указаний по охране труда.

2.4.2.4. О состоянии условий труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.

2.4.2.5. О соблюдении режима труда и отдыха; о сверхурочных работах.

2.4.2.6. О производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.

2.4.3. Информация об условиях и охране труда может представляться в письменном виде (отчет по установленной форме, справка, доклад, служебная записка и т.п.) или в устной форме (личный доклад, сообщение по телефону, селектору и т.п.).

2.4.3.1. Для своевременного принятия решения по охране труда оперативную информацию по этим вопросам в вышестоящие организации представляют в установленном порядке.

2.4.3.2. Оперативную информацию о несчастных случаях на производстве, выходе из строя коллективных средств защиты, внезапном, резком отклонении значений опасных и вредных производственных факторов от установленных норм, сообщают немедленно.

2.4.3.3. Отчетную информацию по вопросам охраны труда представляют по формам статистической отчетности и в сроки, установленные Государственным комитетом СССР по статистике.

_______________

Далее - Госкомстат СССР.

2.4.4. Порядок оценки результатов работы по охране труда на предприятиях и в их подразделениях устанавливается стандартами предприятий, разрабатываемыми на основе методических указаний МПС, с учетом местных условий работы.

2.5. Стимулирование работы по охране труда.

2.5.1. Материальное и моральное стимулирование за работу по охране труда осуществляют по показателям, разрабатываемым на основе результатов оценки состояния условий и безопасности труда.

2.5.2. Показатели стимулирования за состояние условий и безопасности труда устанавливают:

2.5.2.1. На предприятии для премирования коллективов подразделений (бригад, участков, смен, цехов).

2.5.2.2. В отделении дороги для премирования работников предприятий и отделения по результатам оценки работы на родственных предприятиях, входящих в его состав.

2.5.2.3. В службе управления дороги для премирования работников отраслевых отделов отделений дороги по результатам оценки работы в соответствующих отделах отделений дороги;

2.5.2.4. В отделе (секторе) охраны труда и техники безопасности управления дороги для премирования работников отделений дороги по результатам оценки работы в отделениях дороги.

2.5.2.5. В главном управлении (управлении) МПС для премирования работников служб дороги по результатам оценки работы в соответствующих службах дорог.

2.5.2.6. В отделе охраны труда и техники безопасности Главного экономического управления МПС для премирования работников железных дорог по результатам оценки работы по охране труда на железных дорогах.

2.5.3. Показатели и размеры премий, порядок и условия стимулирования за улучшение состояния условий и безопасности труда устанавливают отдельным положением с учетом местных условий работы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»