Вопрос:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - управляющая компания), имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами), осуществляет доверительное управление паевыми инвестиционными фондами. В соответствии с п.п.3, 8 ст.214_1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) управляющая компания является организацией - источником выплаты дохода налогоплательщикам - физическим лицам по операциям погашения и/или обмена инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов под управлением управляющей компании и признается налоговым агентом, обязанным определить налоговую базу, исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, полученных в результате совершенных операций.
В связи с тем, что в последнее время в адрес управляющей компании поступают обращения от наших клиентов - физических лиц, которые являются нерезидентами Российской Федерации, в том числе гражданами Республики Беларусь, длительно проживающими на территории Российской Федерации, с просьбой исчислить и удержать НДФЛ по ставке 13 процентов, просим разъяснить порядок определения статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения ставки НДФЛ в размере 13 процентов.
Согласно статье 224 НК РФ "налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, и в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей". А статьей 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
НК РФ не предусматривает перечень документов, которые могут быть представлены налоговому агенту или в налоговый орган для подтверждения фактического нахождения налогоплательщика - иностранного гражданина на территории Российской Федерации для подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.
В отношении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, а также миграционного учета иностранных граждан Российским законодательством определен следующий порядок.